Протестантам: что поДАРил Христос людям

 Протестантам: что поДАРил Христос людям. И Церкви, как Теле Христовом (исторические свидетельства)

Основной, сложнейший вопрос богословия – это вопрос о том, как именно человек может усвоить себе дары Христовой победы. Достаточно ли для этого просто верить в то, что Бог нас «амнистировал» за заслуги Христа, или нужно что-то еще?

Православный ответ сложней протестантского: нужно, чтобы Христос жил в самом человеке, чтобы Кровь Христова омывала сердце каждого человека: мы имеем «дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым» (Евр. 10, 19). И на этом новом пути мы соучаствуем в неслыханном Богослужении – в Литургии, на которой Христос «Приносяй и Приносимый, и Приемляй и Раздаваемый».

Эти слова из литургической молитвы св. Иоанна Златоуста (IV век) означают, что Христос есть Тот, Кто приносит единственную Жертву, то есть жрец («приносяй»); и Он же Тот – Кого приносит в жертву, то есть жертвенный агнец («приносимый»); Он и приемлет эту жертву, то есть Господ («приемляй»), и Он же раздается в снедь причастникам («раздаваемый»). Человеческая воля Христа совершает жертву Богу («приносяй»). И в эту жертву она приносит саму себя: «воля не моя, но Твоя да будет» («приносимый») (Лук.22:42). Божественная же воля Христа приемлет эту жертву «(приемляй»); и по согласию обеих воль обоженная плоть Христа раздается причастникам («раздаваемый»).

Вот вопрос, который так важен для православно-протестантского диалога: кто является, если использовать терминологию богословских учебников прошлого века, «субъектом таинства»? Кто совершает Таинство? Протестантское богословие акцентирует исключительно действие Бога в деле нашего спасения. Католическая традиция полагает, что людям (прежде всего священникам) дана власть совершать таинства и чудеса. С точки зрения протестантов это магизм, кощунство и вообще язычество… Но православие не есть католичество. Если католическая традиция полагает, что совершителем таинства является священник, через рукоположение получивший на то особые полномочия от законных церковных властей, то православное предание допускает совершенно иной ответ на этот вопрос.

Так, св. Иоанн Златоуст напоминает, что для ветхозаветного патриарха Иосифа величайшей наградой было право подать царю чашу. В Таинстве же Нового Завета все наоборот: Царь Сам подает тебе чашу[1]. «Священник стоит только, исполняя образ, и приносит молитву, а все совершает благодать и сила Божия. Это изречение («Примите, ядите, сие есть Тело Мое…») постоянно возращает (взращивает – С. К.) силою благодати тех, кто достойно принимает трапезу», – писал Златоуст[2]. Итак, священник напоминает Слово, которое совершает в нас Таинство. «Не человек претворяет предложенное в Тело и Кровь Христову, но Сам распятый за нас Христос. Представляя Его образ, стоит священник, произносящий те слова, а действует сила и благодать Божия. «Сие есть Тело Мое» (Матф.26:26), – сказал Он. Эти слова претворяют предложенное, и как то изречение «раститеся и наполните землю» (Быт.1:28) хотя произнесено однажды, но в действительности во все время дает нашей природе силу к деторождению, так и это изречение, произнесенное однажды, с того времени доныне и до Его пришествия, делает жертву совершенную на каждой трапезе в церквах»[3]. Таинство совершается Христом и Его Духом. Священник же служит Таинству и потому называется священнослужителем[4].

Богочеловек Себя пожертвовал людям, подарил Свою жизнь нам – не чтобы Ему умереть, но чтобы нам жить в Нем. И поэтому христианское жертвоприношение, Литургия, совершается со словами: «Твоя от Твоих Тебе приносящее о всех и за вся». Мы теперь Богу приносим не свое, а Богово. Не со своей кровью мы подходим к алтарю. Мы берем плод лозы, взращенной Творцом. Чаша вина – вот то, что от нас в Литургии (плюс наши сердца, которые мы просим освятить). И мы просим, чтобы этот первый дар Творца – дар лозы, стал вторым Даром – стал кровью Христа, стал пропитан Жизнью Христа. От Твоих людей, от Твоей земли, мы приносим Твою же Жизнь Тебе, Господи, потому что Ты ее дал нам для всех и для избавления от всякого зла. И мы просим, чтобы Твоя Жизнь, Твоя Кровь, Твой Дух жили и действовали в нас.

Что, собственно, происходит на Литургии? Человек просто присутствует при совершении Христовой Жертвы? Он просто уведомляется о Ее принесении, или Эта Жертва (голгофская, равно как и литургическая) непосредственно касается его самого и внутренне меняет его? Вершинная молитва Литургии (эпиклесис) просит: «Господи, ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащие Дары сия». Как видим, эпиклесис не есть лишь молитвенное призвание, совершаемое только ради таинственного преложения хлеба и вина. Эпиклесис есть также моление о том, чтобы все истинно приобщились к тайне Тела Христова. Человек, люди, собравшиеся в Церковь, – это первенствующий, важнейший предмет литургического освящения. Мы составляем «материю Таинства». Мы вошли в Храм просто людьми. А должны стать Церковью – Телом Христовым. И мы просим о том, чтобы через хлеб и вино, пресуществленные в Тело и Кровь Христа, Господь соделал нас Телом Христовым.

Церковь есть распространение Тела Христова в мире. Не проповеди о Христе (хороших вестей из Иерусалима), но именно Тела Христова (ибо Дух Христов может жить, только в Теле Христовом). Проповедь – это хорошо. Но однажды это человеческое усилие должно уступить место действию Божию. «Литургия оглашенных», «литургия слова», служение проповеди однажды должны умолкнуть – после того, как они подвели человека к кульминации таинства Спасения – к таинственной литургии верных, к той чаше, которую наполняет Сам Христос, а отнюдь не дьякон и не служитель. Проповедь – не центральное, а служебное место в литургии и в жизни Церкви. Проповедь просто готовит нас к тому чуду – стать частью Тела Христова, которое и является главной целью Церкви: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Иоан.6:56-58), «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Иоан.14:20), «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Иоан.17:20-26); но это чудо, приобщение к Его Телу, Его Духу, Его Любви, – Его Церкви, сотворит над нами уже не проповедник и не священник, а Сам Господь. Через вкушение евхаристического хлеба люди становятся Церковью с тем, чтобы соучаствовать в победе Христа над смертью. Мы входим в храм как уличная толпа, чтобы получить из Чаши нашу новую жизнь. Значит, той материей, над которой совершается чудо евхаристического преломления – являемся в конечном счете мы сами. Величайшее чудо не в том, что хлеб и вино в Чаше стали Телом и Кровью, а в том, что мы становимся Христовыми. Через святые дары освящению подлежим мы сами: «Святая – святым», – человеческие сердца Христос желает присоединить к Себе, а не хлеб и вино. «Священник совершает моление не о том, чтобы огонь ниспал свыше и попалил предложение, но чтобы Благодать, нисшедши на Жертву, воспламенила через нее души всех»[5], – говорит о Литургии св. Иоанн Златоуст. Итак, в результате Таинства, должны измениться люди. Они сами себя должны по любви посвятить Богу. «Соделай нас живыми людьми, даруй нам Духа Святого», – восклицается в литургической анафоре Серапиона Тмуитского (сер. IV века)[6].

Необычность этого изменения состоит в том, что не люди усваивают плоды Таинства, но Таинство усваивает себе людей. При обычной трапезе плоды, вкушаемые людьми, превращаются в человеческое тело. На евхаристической трапезе человек сам должен стать тем, что он ест. Вкушая Тело Христово, человек свое тело должен преобразить в Тело Христа. Так, по опыту преп. Максима Исповедника, центральным моментом Литургии является «пресуществление причастников во Христа». «Кто причащается таинству достойным образом, тех оно преобразует самому себе»[7]. Христос преобразует верных в Себя.

О Том же говорит бл. Августин, как бы от лица Христа поясняя смысл Литургии: «Я есмь пища твоя, но вместо того, чтобы Мне преложиться в тебя, ты сам преобразуешься в Меня… Будьте же тем, что вы видите и примите то, что вы есть»[8]. И на закате Византии думали так же: «Церковь указуется Тайнами… Для Церкви они – истинное пища и питие; и причащаясь их, она не превращает их в человеческое тело, как какую-нибудь другую пищу, но сама превращается в них. Так железо, сообщившись с огнем, само становится огнем, а не огонь делает железом» (Николай Кавасила)[9]. Через освященный Хлеб, люди становятся Христовыми и, тем самым, получают возможность составлять Церковь. «Совершеннейшие по степени преуспеяния составляют как бы одно лицо и тело Церкви. Лучшие <…> делаются Церковью», – говорил св. Мефодий Олимпийский[10].

Вот что почти ушло из сегодняшнего обиходного переживания Литургии – то, что это и есть точка создания Церкви. Литургия – не то событие, в котором я получаю частное освящении и отпущение моих личных грехов. Литургия – это то событие, которое и делает меня христианином, которое присозидает меня к Церкви. Это то событие, в котором Церковь, собственно, и поддерживает свое существование.

Вот несколько раннехристианских свидетельств, напоминающих об этом:

«Как этот преломляемый хлеб, быв рассеян по холмам и будучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твое» (Дидадхе)[11]. «Затем священник  просит о том, чтобы благодать Духа Святого снизошла на всех здесь собравшихся, дабы соединенные в одно тело символом возрождения, были бы заключены теперь в одно тело причастием Телу Господа нашего, дабы собрались они в единство, связанные взаимными узами, единодушием, миром, ревностным служением» Феодор Мопсуестийский)[12].

В Литургии мы присоединяемся к Церкви. О грешниках и о некрещеных (оглашенных), Церковь молится одними и теми же словами: «примири и соедини их святой Твоей Церкви». В грехах мы отпадаем от Церкви. Причащение дарует нам «отпущение грехов», как возвращение к Церковному бытию.

В христианстве нет совершенно индивидуального, частного пути спасения. Даже отшельник, очищающий свою душу в уединенном подвиге, получает освящение не потому, что он соответствует условиям получения благодати, а просто потому, что и в пустыне он пребывал как член Церкви. Мы спасаемся жизнью Христовой – а это значит, что обретение спасения есть вхождение в жизнь Христа, а не просто некое самодельное изменение в нашем внутреннем убранстве. Встретить Христа – значит прикоснуться к тому, что объемлет меня, что превосходит меня. От этого объемлющего мне может быть дан новый ток жизни. Но этот ток совсем не ради меня одного существует, и он не намеревается прекратить своего струения, как только достигнет моего сердца. Христос умер не для меня. Он умер – и для меня. Значит, христианская сотериология (учение о спасении) может осмысляться только в категориях со-участия. Я со-участвую в том, что живет не только во мне. Я со-участвую в даре, который послан не только по моему адресу. Если же собрать все адреса, по которым посылается дар Христов, то и смысл Христова деяния будет понятнее. Совокупность адресатов – это и есть Церковь.

Христиане древности остро переживали человеческую смертность. Они открыли целостность человека: «Человеком в самом истинном смысле называется не душа без тела и не тело без души, но то, что составилось в один прекрасный образ из соединения души и тела», – писал на исходе III века св. Мефодий Олимпский, отрицая спиритуалистическую идею, согласно которой лишь душа человека достойна бессмертия[13]. А, значит, и душу и тело надо было пропитать Вечностью – «доколе есть время» (Галл. 6, 10). Тело вместе с душой войдет в Царство Божие, и радость о спасении должна быть явлена не только незримой душе, но и телу.

Христианство проще и естественнее, чем иногда кажется. Что обновляет тело? – Пища. Что объединяет многие тела в их обновлении? – Совместная трапеза. Христос мог бы избрать любой способ для Своего главного таинства – для таинства Своего вселения в посвящаемых. Но Он избрал посвящение не через секретное слово, не через коаны[14], не через йогические упражнения для чакр. Он избрал посвящение через трапезу.

Завет любви был дан в таинстве, которое невозможно совершать в одиночестве – он был дан в общей чаше, идущей по кругу – на трапезе друзей.

Первое, что узнает (и что должен принять) человек, желающий Причастия – что Причастие происходит на Литургии. На Литургии не как разновидности Богослужения, а на Литургии как собрании. Причастие – действие, которое все христиане рассматривают как свое единое, «общее дело».

Но раз адресатом и материей Таинства являются люди, то становится понятным одно святоотеческое мнение, которое кажется совершенно противоположным тому, как воспринимают Литургию наши современники. В перспективе обычного человеческого восприятия хода Литургии, при начале священнослужения мы имеем хлеб и вино, которые в его исходу должны преложиться в Тело и Кровь Христа. Однако, sub specie aeternitatis (лат. «с точки зрения вечности») все выглядит противоположно: Тело Христа, даруемое людям, существует прежде начала Литургии, и оно должно приобрести такую форму, чтобы людям было доступно его вкушение.

«Древний патерик» рассказывает о монахе, который не мог причащаться, ибо каждый раз в минуту причастия он видел на Литургии закалаемого отрока. «Когда приходили братия принимать, давалось им тело, и когда взывали они, говоря аминь, становилось оно хлебом в руках их… Если бы мог человек вкушать тело, тело и обреталось бы, но поелику (поскольку) никто не может вкушать мясо, посему учредил Господь хлебы для причастия. Итак, с верою ли примешь то, что держишь в руке твоей? И я сказал: верую, Господи. И когда я сказал сие, тело, которое я держал в руке моей, стало хлебом, и, возблагодарив Господа, я принял святую просфору»[15].

Или противоположный случай: Некий старец-подвижник считал, что Дары суть лишь образ Тела Христа, но не само Тело. По молитвам братии ему была открыта истина: он увидел в чаше младенца и когда после этого с верою исповедал: «Верую, Господи, что хлеб – Твое тело», – и «тотчас плоть, которая была в его руке, сделалась хлебом, согласно славе таинства, и он вложил его в рот и принял, благодаря Бога. Сказали ему старцы: «Бог знает природу людей, что не могут они есть плоть сырую, поэтому Он делает Свое Тело хлебом, а Свою кровь – вином для тех, кто принимает его с верой»[16]. В Древнем Патерике заключительная фраза звучит так: «И сказали старцы: Бог знает человеческую природу, что не может она есть сырую плоть, и потому прелагает Тело Свое в хлеб, и кровь свою в вино для приемлющих сие с верою»[17]. В Таинстве происходит не превеществление, а пресуществление хлеба в то – что есть Христос, важны уже не формы, а сами свойства, которые Христос сообщает хлебу и вину, делая их своим Телом и Кровью, которые дают реальность причастия человека самому Христу – во исцеление души и тела.

Отсюда будет понятнее выражение св. Ипполита Римского о хлебе и вине как «вместообразном» (антитипосе) Христа[18].

Это понимание Евхаристии находится в русле общей традиции православной мистики, согласно которой Бог «находится в Своей славе <…> но щадя нас, чтобы мы не погибли, Он положил тьму, покрывающую не Его, но нас» (преп. Симеон Новый Богослов (XI век))[19]. «Или ты не знаешь, что души человеческие никогда не могли бы перенести огня этой жертвы, но все совершенно погибли бы, если бы не было великой помощи Божественной благодати?», – говорит Иоанн Златоуст (VI век) уже прямо о Литургии[20]. Оказывается, благодать прячет чудеса! Так тайна Бога была спрятана в смиренной плоти Сына Марии. «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16). «Тайна сия для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека» (см. Кол. 1, 27-28). Это и есть тайна Причастия: «Христос в нас». А в (Рим. 15, 16) говорится о совершении «священнодействия благовествования Божия». Проповедь есть таинственное священнодействие. И в христианстве тайна распахивается миру в Евангельской проповеди. Эзотерично и мистично в христианстве не то, что спрятано, а то, что открыто: «Слово стало плотью» (Иоан.1:14)[21]. Причастие таинственно не потому, что оно секретно, а потому что непостижимо. Именно потому, что в Причастии Бог дарит Себя нам, Причастие есть таинство. Не мы совершаем это действие, и потому мы не в силах его постичь.

Христос в Писании именуется камнем и скалою. Скала – камень, не обработанный рукою человека. Это естественная опора. Эта же нерукотворенность, предуказанная установлениями ветхозаветного закона и событиями священной истории, есть и в Таинстве Причастия. Например, при сооружении ветхозаветного жертвенника не использовались орудия: «посвящаемое Богу должно быть естественно»[22], то есть в конечном счете – непосредственно богосозданно. Вершинные слова православной Литургии – «Твоя от Твоих Тебе приносяще» – взяты из молитвы Давида (ветхозаветный Царь псалмопевец) над материалами, собранными для постройки храма: «Твоя бо суть вся и от Твоих дахом Тебе» (1Пар.29:14-16)[23]. Ведь Литургия есть созидание Храма Тела Христова – той Церкви, вхождение в которую происходит с момента реального приобщения (Причастия) Христу, а не просто с факта веры, как это проповедуется в протестантизме: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоан.3:3), «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Иоан.3:6), «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор.6:17).

В протестантизме все иначе: «Мы не признаем таинства превращения хлеба в Тело Христа и виноградного вина в Кровь Спасителя, и того, что верующие якобы вкушают не хлеб и вино, но истинное Тело и Кровь Христа» – такими словами баптистский учебник догматики проводит самую главную границу, отделяющую мир протестантов от традиционной Церкви[24].

В протестантизме, Евхаристия не есть приятие дара от Спасителя, а есть очередная присяга на верность евангельскому учению, есть нечто, что декларирует человек перед лицом Бога. Причастие оказывается не Божиим действием, а чисто человеческим, это «внутреннее общение с Его личностью, Которая пользуется этим внешним актом как выражением внутренней духовной веры» (выражения типа «Бог пользуется человеком» оставляем на совести авторов). Итак, вектор протестантской Евхаристии – от человеческого сердца (от «внутренней духовной веры») наружу, во «внешние акты», в символы, знаки и обряды. Это чисто человеческая деятельность. В Православии Причастие, напротив, исходя от Бога, через преображенные, по свойствам Нового Адама – Христа[25], хлеб и вино входит в человека, преподается ему, обогащает его – делает частью, сопричастником Церкви – самого Христа.

Опыт столетий и опыт тысяч христиан был отвергнут во имя собственного негативного опыта. На весь мир баптисты возвестили о собственном ощущении пустоты, которое они испытывают от прикосновения к своей литургической чаше: «Не заблуждайтесь и не думайте, что жизнь вечную можно приобрести через вкушение хлеба и вина в Вечере Господней! Слова ‘Ядущий’, ‘есть’, ‘пища’ в Евангелии от Иоанна просто изображает веру, принимающую Господа Иисуса Христа как личного Спасителя. Уверовавшему в Господа Иисуса Христа как в своего личного Спасителя надлежит постоянно участвовать в Вечере Господней (1 Кор. 11, 23-34), в общении с другими верующими, но не для получения спасения, а в силу того, что спасение уже получено, а также и вообще во исполнение заповеди Господней»[26].

Тем самым баптизм объявил: Зачем нужно наполнять чашу вином и хлебом, и зачем вообще нужно пить из нее – мы не знаем. Не понимаем мы и того, зачем Христос установил столь странное таинство своей Крови. Но раз уж нам повелено, то мы будем изображать этот обряд. Обряд, смысл которого неясен и забыт, мы будем повторять из верности традиции… Обвиняя православных в обрядоверии, протестанты сами слепо выполняют ряд действий, смысл которых им непонятен. Мы, по крайней мере, можем объяснить смысл наших действий – для чего нужны в Церкви те или иные Таинства. Протестанты нет. Получается, что жизнь протестантов символична, и Церковь символична. Уверовав, протестант становится каким-то инопланетянином, не осознавая, зачем может еще продолжаться его «святая» жизнь здесь, на земле. Ведь в уме он свят, и старается все вокруг подогнать под эту догматическую формулу своей веры. Да, именно догматическую. Как бы не нравились им сами догматы, святость в протестантизме это не есть путь очищения от страстей, а официально установленный догмат, уничтожающий правильное дальнейшее духовное развитие личности по отношению к Богу. Но так ли учит Евангелие?: «И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1Иоан.1:4-10). Заметьте, что о прощении греха апостол пишет в будущем времени, хотя Христос плод Своего спасения уже дал людям. Апостол говорит о постепенном процессе перерождения человеческой природы (души+тела) через приобщение Христу и в «общении друг с другом» на вечерях Любви, где «Кровь Иисуса Христа <…> очищает нас от всякого греха. И «чтобы радость ваша была совершенна» нужно не просто воспоминать о Христе, но жить Самим Христом, пользоваться тем Даром Богопричастия, который сверху входит в человека, а не выдавливается из меня только потугами моей души, ведь «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоан.3:3).

Протестанты похожи на человека, который видит в пустыне умирающего от жажды путника и, радушно подойдя к нему, начинает рассказывать умирающему о пользе воды. Три часа он говорит о том, какие замечательные свойства у воды, о том, что без воды не может быть жизни, о том, что надо бороться за чистоту источников и водоемов… А затем уходит, так и не дав жаждущему ни капли воды. «Разве ты еще хочешь пить? Разве недостаточно тебе «хороших вестей о воде»? Хочешь саму воду? Но у нас ее как раз и нет. Мы пьем «символ воды», мы даем людям «воспоминания о воде». Это только невежественные православные и католики считают, что жидкость в их литургических сосудах есть Вода Жизни, Кровь Христа. А мы считаем, что вода – это слова Христа. Эти слова мы тебе и пересказали. Почему же ты еще хочешь пить?! Ты же слышал: «Единственное, что может спасти человека – Евангелие, радостная весть о спасении через Иисуса Христа и искупление на Голгофе. Задача Церкви – проповедь Евангелия, слышание которого открывает людям путь ко спасению»[27]. Понял? Задача Церкви состоит – в проповеди Евангелия, а совсем не в Причастии Телу и Крови Христа, не в соединении с Богом, а просто в знании о Нем. Ты понял, что «слышание открывает людям путь ко спасению», а совсем не соединение с Богочеловеком? Ну что, тебе расхотелось пить? И если тут рядом будет проходить православный священник с Чашей – смотри, ни в коем случае не пей из нее!».

Получается, что человек утоляет жажду информацией о воде, а не самой водой. Человек питается символом Хлеба, а не самим Хлебом. Спасает «весть о спасении», «информационный выпуск Хороших Новостей из Иерусалимского отделения Би-Би-Си», а не реальная благодать Христова.

 

Ни религиозно, ни исторически, ни полемически, ни текстуально протестанты здесь не правы.

  

Религиозно они не правы потому, что лишь воспоминаниями о когда-то бывшей трапезе сыт не будешь. Адвентистскому катехизису, настаивающему, будто «Вечеря Господня напоминает…»[28], – можно возразить: да, но только этого мало! Голод моей души не утолить воспоминанием о том, как Христос когда-то накормил апостолов. Я хочу, я жажду быть участником той же Трапезы, на которую Спаситель позвал апостолов. Если у меня, человека XXI века, нет возможности войти в сионскую горницу (где совершилось первое преломление) – значит, спасение и обретение Христа слишком фатально (неизбежно) зависят от исторических и географических обстоятельств. Значит, полнота приобщения ко Христу не одна и та же для разных времен и поколений. Как же тогда быть с настойчивым утверждением ап. Павла о том, что Жертва Христа принесена единожды и за всех людей, за все времена? (Евр.7:27), (Евр.9:12), (Евр.9:26), (Евр.9:28) и (1Пет.3:18).

Кроме того, мое здоровье не вернется ко мне от рассказа о том, что когда-то кого-то исцелил палестинский чудотворец. Например: инженер, по вине которого произошла чернобыльская авария, оказался под судом. Предположим, что через некоторое время ввиду тяжелого состояния здоровья ему объявляют амнистию. Сильно ли облегчит эта бумага его положение? Ведь он сам носит в себе тягчайшую кару за свой грех. Он сам пропитан радиацией. Он сам умирает. И никакой суд, никакая апелляционная инстанция не смогут защитить его от нарастающей боли, от поглощающей слабости.

Мало объявить человеку, что Бог более не сердится на него. Надо дать ему реальную защиту от смерти, надо дать ему реальную возможность дышать Богом. Не Бог удерживает Себя вдали от людей. Но сами люди удалены от Него как собственными грехами, так и блокирующими духовными посредниками, «духами злобы поднебесной» (Еф.6:12). Надо дать лекарство. Лекарство нужно от смерти. Лекарством от смерти может быть только Бессмертие. Бессмертие же имеет только Бог (1Тим.6:16). Поэтому, для того, чтобы человек обрел бессмертие, Бог, бывший вдали, вне-, должен обрести  жизнь внутри человека. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий <…> хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру <…> Я есмь хлеб жизни <…> Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет <…> хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую я отдам за жизнь мира <…> если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 27, 33, 35, 49-51, 53).

Причастие Крови и Тела Христовых – вот лекарство от тления, разлившегося по всей нашей вселенной, то лекарство бессмертия, которое принес Спаситель. Христос позвал нас на «вечерю бессмертия» (св. Климент Александрийский (IVвек). Строматы 7, 3). Сам Христос установил именно такой способ сообщения со своими учениками: не просто через проповедь, через молитвы или гимны, не просто через обряды… – но через Таинство Причастия Телу и Крови Христа. По верному слову св. Филарета Московского, «Господь установил Таинство и дал Свое Тело и Кровь не для того только, чтобы мы знали, что это Тело и Кровь, но чтобы приобщались»[29]. Люди, которые говорят, что достаточно читать о Тайной Вечере и вспоминать о ней, люди, по уверению которых само Лекарство Бессмертия для нас сегодня не доступно, не поняли замысел Спасителя. Эти люди – протестанты: «Вечеря Господня – дана Христом для воспоминания его страданий, смерти и цены выкупа»[30]. Для протестантов «Вечеря Господня – служение, которое Иисус установил в память Своей смерти и в ознаменование Его грядущего царства»[31]. По их пониманию получается, что не к Вечности, не к Самому Богу приобщает Причастие, но всего лишь к чисто человеческим воспоминаниям о прошлом и о будущем. Причастие не вырывает из-под власти времени, но заставляет лишь еще быстрее и безысходнее вращаться в его колесе, в эстетике своих собственных благочестивых ощущений…

Исторически они неправы потому, что христиане древности, христиане первых веков понимали Евхаристию как реальное Чудо, а не как педагогический символ:

I век: «Евхаристия есть плоть Спасителя нашего, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил» (св. Игнатий Богоносец. Послание к Смирнянам, 7).

II век: св. Ириней Лионский, поясняя слова ап. Павла «Мы члены Тела Его, от плоти Его» (Еф. 5, 30), говорит: «И эта плоть питается от Чаши Его, которая есть Кровь Его, и растет от хлеба, который есть тело Его. Питаемые от Евхаристии тела наши, погребенные в земле и разложившиеся в ней, в свое время восстанут, так как Слово Божие тленному даром дает нетление» (Против ересей. V, 11, 3).

III век: Ориген, последовательный аллегорист (символист) в толковании Писания, присутствие Христа в хлебе Причастия признает реальным (Беседа на Исход, 13, 3).

IV век: «Христос не предал нам ничего чувственного, но все духовное, только в чувственных вещах. Если бы ты был бестелесен, то Христос сообщил бы тебе эти дары не телесно, поелику (поскольку) же душа твоя соединена с телом, то духовное сообщает Он тебе через чувственное. Сколь многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду, сапоги! Вот ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе не только видеть Себя, но и касаться и вкушать, и принимать внутрь» (св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матвея, 82).

Полемически они неправы потому, что ведут свой диспут не с православием, а со своим представлением о нем. Не о православии пишет баптистский автор, объясняя, что «учение о пресуществлении, связанное с идеей приношения бескровной жертвы за грехи тех, кто участвует в причащении, полностью отрицает единократное искупление грехов единократной жертвой Иисуса Христа»[32]. Тайная Вечеря совершилась единожды, и жертву Христа нельзя и не имеет смысла повторять: «Христос вошел не для того, чтобы многократно приносить Себя, иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр. 9, 24-26). Эти слова делают библейски уязвимой позицию католического тридентского богословия, согласно которой священник получает полномочия, достаточные для повторения Тайной Вечери. Если бы и православие так понимало Евхаристию – то в нем действительно появился бы привкус магии. Так что согласиться с католическим представлением о том, что священник имеет полномочия повторять Тайную Вечерю, нельзя. Но и согласие с протестантизмом не представляется радостной перспективой. Ибо при согласии с протестантами – не замуровывается ли вход в сионскую горницу? Не становится ли она слишком эзотерическим и замкнутым эпизодом, в котором однажды участвовали 12 избранников, но к которому более ни у кого нет возможности присоединиться?

Для православия, как и для протестантов, есть лишь одна Жертва – принесенная Христом. Чудо же Евхаристии состоит в том, что мы можем принять участие в той самой Вечере, на какой Христос подал свою Чашу «всем», а не только апостолам. В этом Чуде Божьем, для человека истончается толща времен и пространств, что отделяют нас от той Чаши, которую Христос дал своим ученикам, и из рук Христа мы приемлем ее же.

Православное переживание Евхаристии было сформулировано на Константинопольском Соборе 1157г.: «Слышащим Спасителя о преданном Им священнодействии Божественных Таин, говорящего: «Сие творите в Мое воспоминание», но не понимающим правильно слово «воспоминание» и дерзающим говорить, что оно (то есть воспоминание) обновляет мечтательно и образно Жертву Его Тела и Крови, принесенную на Честном Кресте Спасителем нашим в общее избавление и очищение, и что оно обновляет и ежедневную Жертву, приносимую священнодействующими Божественные Тайны, как предал Спаситель наш и Владыка всех, и поэтому вводящим, что это иная жертва, чем совершенная изначала Спасителем и возносимая к той мечтательно и образно, как уничижающим неизменность жертвы и таинство страшного и Божественного священнодействия, которым мы принимаем обручение будущей жизни, как это изъясняет Божественный отец наш Иоанн Златоуст во многих толкованиях великого Павла, анафема трижды»[33].

Итак, Литургия – не “иная”  жертва, чем та, что была принесена Христом на Тайной Вечере. Слова “символ”  или “воспоминание”  хоть и употребляются применительно к Евхаристии, но православной традицией они понимаются более онтологично, чем во внецерковном лексиконе.

“Символ”  есть встреча с тем, к чему стремится ум. Литургия идет от аллегорий в своей первой части, к онтологическому символу и к реальности во второй (от “литургии оглашенных”  – к “литургии верных”)[34]. В своей первой части Литургия изображает историю спасения; во второй, Литургия это спасение осуществляет. Мы приносим Богу, к алтарю, символ Завета – вино и хлеб. А взамен получаем Реальность – «…приимите, ядите: сие есть Тело Мое»  (Матф.26:26-28), (Мар.14:22-24), (1Кор.10:16), (1Кор.11:23-29), (Лук.22:20), (Лук.24:30). Как справедливо заметил католический исследователь православной традиции Г. Урс фон Бальтазар, «Таинства полностью подчинены динамике перехода от знака к истине»[35].

И “воспоминание”  о моменте проявления Истины для мышления более традиционного, чем современное, означает не просто мысль из далека, размышление о чем-то когда-то давным-давно случившимся, но возвращение “во время оно” – в то время, когда это событие случилось. Описывая переживание ритуала в традиционно-религиозных обществах, Мирча Элиаде констатирует, что в восприятии участников, любой ритуал парадоксально прерывает течение мирского времени; любая жертва совершена некогда и единожды – в нормативно-изначальном времени, именуемом in illo tempore (“во время оно”). Повторяющие ту, первую жертву, ритуалы воспроизводят не столько ее, сколько время оно, отождествляются с ним. «Любое жертвоприношение повторяет первоначальное жертвоприношение и совпадает с ним по времени»[36].

Христос не стал устранять этот архетип, наличествовавший в сознании Его учеников, и, значит, Он считал вполне уместным его применение к осмыслению Своей Жертвы. Словесное выражение именно такого переживания христианской мистерии восточно-христианская мысль и дала на Соборе 1157г. (пояснив его позднее словами св. Филарета Московского: «Мне кажется, Отец Ректор, в словах: сие есть Тело Мое, за вы ломимое, сказанных на все времена, дондеже придет Господь, заключается мысль о всегдашнем продолжении и возобновлении одной и той же жертвы, так как и Тело Христово есть только одно»[37]).

Это значит, что восточно-христианская литургика точно сохранила изначальный религиозный архетип. Католическое литургическое богословие восприняло сакральное время, как время мирское, которое может повторяться “властью священника” вновь и вновь. На самом деле это гораздо большая профанация тайны Церкви, чем преувеличение властных прерогатив ватиканского “Христова наместника”. В сфере литургики человек всегда всего лишь получатель. Истинная жертва приносится только Самим Богом. И смысл жертвы не в нашем умилостивлении Бога, а в дарении Богом миру своей силы, через которую происходит замирение хаоса.

Не нашим действием, но действием Божиим меняются онтологические условия нашего существования, и мы можем войти в тот онтологический момент, когда люди впервые причастились Вечности – к апостолам в сионскую горницу на Тайную Вечерю. Да, мы участвуем в той же самой трапезе – на которой причащались первый раз апостолы, а не в воспоминании о ней и не в повторении ее.

Мы входим в дом, о котором предсказано в Ветхом Завете: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь: закла своя жертвенная, и раствори в чаши своей вино, и уготова свою трапезу. Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи <…> придите, ядите Мой Хлеб и пийте вино, еже растворих вам» (Притч. 9, 1-5).

Именно в вопросе о Евхаристии можно утверждать, что протестанты оказались в противоречии со Словом Божиим. Есть ряд евхаристических мест Писания, которые не учитываются протестантской догматикой. Лишь одно они видят в новозаветной симфонии: “творите это в мое воспоминание”. Воспоминание – и все. И ничего больше. Но такое “символически-припоминательное”, театрализованное толкование Причастия делает необъяснимыми другие библейские тексты.

Например, тот, в котором апостол Павел пишет: «Я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господнюю и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и трапезе бесовской» (1 Кор. 10, 20-21). Хочет ли апостол предостеречь от “воспоминаний” о былом языческом прошлом? Или он предупреждает о том, что участие в бесовском обряде дает реальное “общение с бесами”, а не только воспоминание о мире духов? Но если даже в языческих мистериях, если человек участвует в них добровольно – по свободной воле, апостол видит реальную силу, то тем более реальной силой, нерастворимой в философиях, аллегориях и воспоминаниях, для него является таинство Христово. Если реальна “чаша бесовская” – то тем более  и участие в вечере Господней дает “общение”  с Господом, а не просто напоминает об одном из эпизодов Евангелия. Ап. Павел тем и отличается от современных ему язычников, что серьезнее их самих относится к их таинствам. В том, что для образованных язычников стало не более чем аллегорией, Апостол видит реальность, темную мистику.

Еще апостол Павел предупреждает: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор.8:8). Соотнесите эти слова с его же словами о Причащении: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1Кор.10:16). И выходит, что для ап. Павла обычный хлеб резко отличается от хлеба Евхаристии. Это различение двух хлебов восходит непосредственно к словам Христа: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий <…> хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру <…> Я есмь хлеб жизни <…> Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть  и пиющий мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем <…> ядущий Меня жить будет Мною <…> ядущий хлеб сей жить будет вовек <…> Это ли соблазняет вас?» (Ин. 6, 27, 33, 35, 55-58, 61).

Если для Апостола любая ритуальная еда незначима, а Хлеб Евхаристии все же жизненно и религиозно значим – значит, в его глазах Евхаристия отнюдь не была “просто едой”, “просто обрядом”, “просто символом”. Ведь именно о знаках и символах, именно о внешней обрядовой стороне апостол Павел писал много. И всегда одно: не придавайте им слишком много значения. А к Евхаристии он относится совершенно иначе. Значит – не символ; значит – не обряд, – Таинство. Апостол не говорит, что эта Чаша есть “воспоминание”; он употребляет гораздо более весомое слово – “приобщение”.

Евхаристия в восприятии Павла настолько реальна, что недолжное отношения к ней оказывается причиной смерти христиан: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:28-30)[38].

Когда Христос сказал “ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне” (Ин. 6, 56) — многие соблазнились и отошли. Но Христос не бросился увещевать отошедших – дескать понимайте символически, а не буквально – но обратился с жестким вопросом к оставшимся ученикам: “Не хотите ли и вы отойти?”. Зачем же отошли протестанты, ища “переносного смысла”?[39]. “Есть Плоть Христа и пить Его кровь на символическом языке значит усваивать Слово Божие”, – пишут протестанты. И в самом деле, выражение “есть плоть” в переносном смысле употребляется в Писании. Но в таком случае оно везде означает причинение великой обиды, злословие и утеснение; см. Пс. 26, 2; Иов. 19, 22; Мих. 3, 3; Гал. 5, 15. Другого значения в Писании это выражение не имеет. Следовательно, если слова обетования Христова о таинстве Евхаристии принимать в переносном смысле, то они будут означать следующее: ядущий Мою Плоть, то есть тот, кто клевещет на Меня, имеет жизнь вечную[40].

Сама Евхаристия совершается в ту ночь, когда Христос уже ни о чем не говорил с апостолами в притчах, но говорил явно. И здесь допускать наличие аллегории неуместно (Ин. 16, 29). Именно перед кончиной речь предельно ясна и открыта, без двусмысленностей. Увидеть в словах Христа о Его Крови и плоти аллегорическое указание на спасительность Его учения невозможно хотя бы потому, что уже после начала своей публичной проповеди Христос о Хлебе жизни говорит в будущем времени – “хлеб, который Я дам”. Если бы речь шла о проповеди, об учении Христовом, то уместнее было бы настоящее время.

Кроме того, если причастие есть лишь символ, то разрушается сам смысл Тайной Вечери. Так в чем же смысл Причастия?

Sacramenta faciunt Ecclesiam. Таинства созидают Церковь. Св. Ириней Лионский, поясняя слова ап. Павла “Мы члены тела Его, от плоти Его” (Еф. 5, 30), говорит: «И эта плоть питается от чаши Его, которая есть плоть Его, и растет от хлеба, который есть Тело Его. Питаемые от Евхаристии тела наши, погребенные в земле и разложившиеся в ней, в свое время восстанут, так как Слово Божие тленному даром дает нетление» (Против ересей. 11, 3). Итак, сердца следует омывать кровью Христовой ради Пасхи: «Дай рабам твоим, Сын Божий, в день воскресения услышать: ‘приидите и наследуйте Царство’... Как залог жизни, сокрыты в членах их тело Твое и Кровь Твоя»[41].

В Причастии мы приобщаемся Пасхальной, Воскресшей плоти Христа. “Евхаристия есть плоть Спасителя нашего, которая пострадала за наши  грехи, но которую Отец воскресил” (св. Игнатий Богоносец. Смирн. 7)[42]. Значит, Евхаристия – причастие не просто плоти Христа, но причастие воскресшей плоти, причастие тому телу, что уже преодолело смерть.

Пасха – иного бытия начало. Частицы нового космоса, того космоса, в котором уже нет отравы смерти, в котором побеждена энтропия и смертный распад, вторгаются в нас – чтобы ослабить давление плоти греха на нашу личную свободу. Наша свободная, личная воля не может быть исцелена Христом прямо не потому, что он бессилен это сделать, но потому, что Он не желает просто подменить Собой личный выбор каждого из нас. Человек, познавая в течение жизни свое бессилие, по своей воле должен прийти к принятию Христа. И Он, тогда освобождает нашу личную свободу от страстного пленения благодаря тому, что дает нам причастие обновленной и исцеленной, преображенной человеческой природе. И поэтому через причастие мы вновь оказываемся в состоянии как бы Эдема: прошлое греха не давит на нашу личностную волю, и мы в состоянии свободы делаем свой выбор, не испытывая чрезмерного давления греховного собственного прошлого, привычки нашей природы, искривленной грехом. Путь во грех – это путь “остращения” (по словечку св. Феофана Затворника): личная воля, раз за разом склоняющаяся ко греху, постепенно портит мою душу, мою природу, и душа, научившаяся грешить, уже скованная греховными привычками, начинает затем стеснять свободу моей личностной воли. “Посеешь поступок – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу”. От “могу не грешить” путь идет к “не могу не грешить”.

А нужно обратное восхождение, от “не могу не грешить” – “к могу не грешить”, и к высшему: “не могу грешить”[43].

Путь исцеления состоит в том, что Христос, вобрав в Свою Божественность нашу человеческую природу, не дал ей возможности грешить и тем самым исцелил ее в Себе. Человеческая природа оказалась пронизана всеми Божественными свойствами – “соделана Господом”[44]. Христос исцелил в Себе,   в Своей Божественной Личности исцелил воспринятую Им человеческую природу и ее, уже исцеленную, подает нам в Причастии, чтобы через исцеление природы исцелить личность каждого из нас. «Итак, чтобы не любовью только, но и самим делом сделаться членами плоти Христовой, мы должны соединиться с этой плотью… Кто отдал вам Своего Сына здесь, Тот тем более сделает для вас там – в будущем. Я восхотел быть вашим братом; Я ради вас приобщился плоти и крови, и эту плоть и кровь, через которые Я сделался сокровным с вами, Я опять преподаю вам»[45]. Бог взял нашу плоть, чтобы вернуть ее нам исцеленною и пропитанную Духом Жизни, бессмертием. К пониманию Евхаристии применим тот метод, который в христологии называется “перихоресис”. В силу того, что у обеих природ Христа (и Божественной, и человеческой) только одна Личность, во Христе – Один личностный субъект всех Его действий. Поэтому возможны парадоксальные действия Христа и парадоксальные высказывания о Христе: возможно сказать, что Богу пронзили руки (у Божества не может быть собственно рук, и незримо-духовную природу Божества нельзя схватить). Можно сказать, что Творец устал или проголодался. Можно, напротив, сказать, что назаретский Плотник воскресил Лазаря или отпустил грехи грешникам.

Поэтому причастие телесной природе Христа оказывается причастием к огню Его Божества: «Из людей участвуют и становятся общниками божественного естества те, которые принимают святое Тело Христово и пьют Его Кровь. Ибо то и другая соединены с Божеством по ипостаси, и в принимаемом ими Теле Христовом две природы неразрывно соединены по ипостаси» (преп. Иоанн Дамаскин)[46].

Поэтому и говорим мы, что в Причастии нам даруется весь Христос: не частица Его плоти, но Он весь – вместе с Его Божественной природой. Причастие плоти Христа делает нас “причастниками Божеского естества”.

Там, где эта новая, обоженная человеческая природа живет – там Тело Христа, там Церковь. Именно бытие Церкви как Тела Христова Павел называет “тайной, сокрытой от веков и родов, ныне же открытой святым Его”, тайной – “которая есть Христос в вас” (Кол. 1, 27). Поэтому и нет спасения от мира падшего космоса вне Церкви Христовой. Там, где нет Причастия – там нет “новой твари” (Гал.6:15), – там нет “рождения свыше” (Иоан.3:3), – там нет НОВОЙ Реальности Нового Завета. Там нет причастия Вечной Жизни. Там по-прежнему “смерть и время царят на Земле”…

Православные предлагают протестантам одно: примите Евангелие целиком, а не кусочками. Услышьте Его обращение: Покайтесь… Приимите… Сия есть Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов…

Протестанты склонны иногда признавать свое хлебопреломление действительным таинством[47]. Но даже если некий баптистский съезд заявит, что от ныне в их чашах не вино, а истинная Кровь Спасителя – это еще не будет означать, что их надежда и в самом деле осуществится. Для истинного Таинства нужно быть в истинной Церкви, а для этого нужно находиться в русле апостольской преемственности: «Одна плоть, одна чаша, один жертвенник, один епископ – все это необходимо потому, что евхаристическое собрание существует для всех и есть собрание всех. В нем не может быть никакого разделения, его нельзя превратить в частное мероприятие, совершаемое по прихоти отдельных людей. Именно поэтому в евхаристической молитве Литургии Василия Великого мы молимся ради “благословных вин оставльшихся” (то есть “за отсутствующих по причине, заслуживающей извинения”)»[48]. «Особенно же бегайте разделений, как начала зол… Все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу, а пресвитерству – как апостолам. Без епископа не делайте ничего, относящегося к Церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинной, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь». (св. Игнатий Богоносец (†107 г. по Р.Х.)

Этот необычайно важный текст интересен тем, что в нем устанавливается связь между “старейшинами” (пресвитерами) и апостолами. Почему апостольская преемственность столь важна для послеапостльского века? Дело в том, что суть церковной жизни – это не усвоение “апостольского учения”, которое можно было бы постичь лишь путем прочтения книг некогда живших людей или их современных адаптаций. Церковная жизнь – это введение человека в Тело Христово, в Богочеловечество. Как может ввести сюда постороннего кто-то, кто сам здесь чужой? Ап. Павел однажды вопрошает: «Что ты имеешь, чего бы не получил» (1 Кор. 4, 7). А если не получил – что можешь передать?

Таинство созидает Церковь, но само Таинство может быть совершено только в Церкви. «Чистое приношение одна только Церковь приносит Создателю, и все сонмища еретиков не делают приношения Богу. Наше же учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия, в свою очередь, подтверждает наше учение», – свидетельствует св. Ириней (Против ересей. 4, 18, 4-6)[49]. Чистую Жертву может принести Богу только истинная Церковь, а истинной может быть только та Церковь, которая создана истинной Жертвой и истинным Духом, который “научит вас всему и напомнит вам все”, что говорил Христос (.Иоан.14:26). Можно унести с собою из Церкви Библию. Можно унести учение. Нельзя унести Чашу Христову. А потому не может быть self-made-Church, самодельной Церкви, воссозданной энтузиастами из исторической и онтологической пустоты. «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор.10:17).

 Потому – “Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божия” (св. Игнатий Богоносец (Антиохийский). Ефес. 5). Человеку не дано воссоздать Церковь апостолов, он может лишь присоединиться к ней. К этому уже рожденному Телу можно прививаться, но его нельзя создать заново вне него и помимо него. Живое тело не может начать где-то расти второй раз, оно не может начать новую, отдельную жизнь, разорвав непосредственную физическую связь с тем телом, которое было дано при рождении. Это верно в отношении к человеческому телу. Но точно так же и Тело Христово не может расти из пустоты. Апостольское преемство – не просто каноническая, но онтологическая реальность, онтологическое требование, условие бытия Церкви как Христова имения, как инобытия Бога. По слову ап. Павла, “Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос”  (1Кор.3:11).

Литургия же, как полнота Богочеловеческой реальности, может прийти только от полноты. Отсюда – рефрен апостольской проповеди: “что мы приняли – то и передаем” (Гал.1-24). Воссоздать Церковь вне апостольского преемства можно было бы только через повторение Тайной Вечери. Но как раз та Жертва, по ясному свидетельству ап. Павла, совершена единожды (Евр.9:26). Единожды Христос принес Себя в жертву, чтобы люди приняли Бога. Для создания новой Церкви из пустоты, вне Предания, нужно требовать новой Голгофы от Сына Божия. Протестантская концепция воссоздания Церкви из исторического небытия типологически оказывается схожей с историософией суннитов, у которых Аллах каждое мгновение творит мир заново, и, соответственно нет мирового исторического потока: каждое мгновение и каждая точка бытия соотносятся друг с другом не непосредственно, а через каждомоментное творческое действие Создателя. Тот же мироотрицающий нигилизм проглядывает и в построениях протестантов: «Евангелические богословы признают действие Святого Духа в истории, но не признают свидетелей этого Духа… Дух действует в Церкви, но вот следов Его действия в душах людей не остается, или, если остаются, то только такие, которые не могут служить свидетельством миру и истории о Благодати Духа. Каждый раз Дух действует заново в безблагодатной пустоте, а не в Церкви, хранящей истину как подлинное знание любви Божией»[50].

Бесполезно со стороны копировать жизнь Церкви, украдкой вводя все больше и больше православных установлений. Выйдя из мерзлой казармы атеизма, пройдя через притвор протестантского оглашения, научившись ценить и читать Библию, пора возвращаться домой: в Православие. Православие не считает, что человек, перекрещенный протестантами, смыл с себя первое, детское, православное крещение. Русских протестантов Русская Православная Церковь по прежнему считает своими детьми. Не врагами, нет – родными. И если они захотят найти дорогу к алтарю, то им это будет несложно. Выходя из протестантского притвора, прежде им следовало бы сказать “спасибо” тем, кто первым открыл им Евангелие, а затем попросить прощения у тех, кому они успели рассказать что-то поспешно-критическое и запальчивое про Православие. А уже после того повернуться к алтарю и сказать: “Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением; и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную”. 

(Из книги диакона Андрея (Кураева) «Протестантам о Православии», глава “Была ли Тайная вечеря последней?”)

НА ГЛАВНУЮ

 

            

               

  

             

            

      

 

    

 

    

 

 

 

 

 

   

   

 



[1] См. свт. Иоанн Златоуст. Слова огласительные, 1. // Творения. Т. 2. Кн. 1. СПб., 1896, с. 250.

[2] свт. Иоанн Златоуст. О предательстве Иуды, 2. // Творения. Т. 2. Кн. 1, с. 428.

[3] свт. Иоанн Златоуст. О предательстве Иуды, 1. // Творения. Т. 2. Кн. 1, с. 417.

[4] По глубокому замечанию Й. Рацингера, выражающего в данном случае позицию уже обновленного католичества, «атмосфера в Церкви становится удушающей, если ее служители забывают, что совершение таинства – это не прерогатива власти, а отдача себя на службу Тому, от Чьего Лица должно говорить и действовать» (Рацингер Й. Вечно реформируемое сообщество. // Новая Европа. 1993, №3, с. 8).

[5] свт. Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве. – Forestville, 1987, с. 34.

[6] Это моление входит в состав молитвы о собирании Церкви: «как хлеб этот был рассеян по горам и составил единое целое, так и Церковь свою собери из всякого народа и сделай ее единой, живой кафолической Церковью… Соделай нас живыми людьми, даруй нам Духа Святого». Цит. по: Успенский Н. Анафора. // Богословские труды. №13, – М., 1975, СС. 57 и 75.

[7] преп. Максим Исповедник. Мистагогия. // Творения. Ч. 1. – М., 1993, с. 174.

[8] Цит. по: де Любак, Анри. Католичество, сс. 68 и 64.

[9] Николай Кавасила. Изъяснение Божественной Литургии, гл. 38. // Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 3. – СПб., 1857, сс. 384-385. 

[10] св. Мефодий Олимпийский. Пир десяти Дев, или о девстве. 3,8. // св. Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви III-го века. Полное собрание его сочинений. – СПб., 1877, с. 28.

[11] Ранние отцы Церкви. Антология. – Брюссель, 1988, с. 21.

[12] Цит. по: де Люббак, Анри. Указ. соч., с. 326.

[13] св. Мефодий Олимпский. О воскресении, против Оригена. // св. Мефодий, епископ и мученик…, с. 185.

[14] Коаны – краткие буддийские изречения псевдопарадоксального характера, загадки без ответов. Например: «Что такое Нирвана? – хлопок одной ладонью»…

[15] Древний Патерик, с. 339.

[16] Изречения египетских отцов. Памятник литературы на коптском языке. – СПб., 1993, с. 74.

[17] Древний Патерик, с. 336.

[18] св. Ипполит Римский. Апостольское предание. // Богословские труды. №5. – М., 1970, с. 290.

[19] цит. по: архиеп. Василий (Кривошеин). Указ. соч., с. 248. 

[20] св. Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве, с. 34.

[21] Кроме того, как совершенно справедливо заметил Владимир Зелинский, «первична в христианстве не тайна, а весть» (Зелинский В. Место обитания Твоего, с. 18).

[22] См. свт. Григорий Богослов. Слово 18 // Творения. Т. 1. – Троице-Сергиева Лавра, 1994, с. 266.

[23] И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя и хвалим величественное имя Твое. Ибо кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей [полученное] мы отдали Тебе, потому что странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши, как тень дни наши на земле, и нет ничего прочного. Господи Боже наш! все это множество, которое приготовили мы для построения дома Тебе, святому имени Твоему, от руки Твоей оно, и все Твое. (1Пар.29:13-16)

[24] Догматика. Заочные библейские курсы ВСЕХБ, с. 262.

[25] Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления (1Кор.15:45-50).

[26] Евангелие от Иоанна с пояснениями. Ответы на вопросы о спасении. The Bible league. – South Holland, б. г., с. 33.

[27] Экман У. Указ. соч., с. 208.

[28] В начале было Слово, с. 213.

[29] Письма московского митрополита Филарета к покойному архиепископу тверскому Алексию. 1843-1867. – М., 1883, с. 52.

[30] Евангельские христиане-баптисты, с. 52.

[31] В начале было Слово, с. 174.

[32] Рогозин П. И. Указ. соч., с. 82.

[33] Цит. по Успенский Н. Д. Византийская литургия. // Богословские труды. №26. –М., 1985, сс. 15-16. Подробнее об этом Соборе см. Черемухин П. А. Учение о домостроительстве в византийском богословии (епископ Николай Мефонский, митрополит Николай Кавасила и Никита Акоминат). // Богословские труды. №3. – М., 1964. Интересно, что здесь осуждены те богословские взгляды, которые католичество официально усвоит себе еще лишь через 400 лет, и которые через те же 400 лет создаст себе протестантизм. Но ведь все же нельзя говорить, что литургическая жертва «иная», чем была на Тайной Вечере, равно как нельзя говорить и что на Литургии лишь вспоминается та Вечеря.  

[34] «Театр аллегоричен, богослужение – символично, ибо здесь люди не просто изображают молитву, но реально сами молятся. Отсюда легко провести грань между православием и протестантизмом. Протестантское учение о таинствах – аллегорично, православное – символично. Там только благочестивое воспоминание о божественных энергиях, здесь же реальная их эманация (воплощение), часто даже без особого благочестия» (Лосев А. Ф. Диалектика мифа. // Философия. Мифология. Культура. – М., 1991, сс. 50-51).

[35] Цит. по: Живов В. М. «Мистагогия» Максима Исповедника и развитие византийской теории образа. // Художественный язык средневековья. – М., 1982, с. 114.

[36] Элиаде М. Космос и история. – М., 1987, с. 56.

[37] Письма московского митрополита Филарета к покойному архиепископу тверскому Алексию…, с. 10.

[38] «Да испытывает себя человек, когда ест от хлеба Господня”. При понимании слова “воспоминание” в значении абстрактного представления о чем-то существующем или существовавшем эти наставления были бы бессмысленными» (Успенский Н. Анафора, с. 52).  

[39] В начале было Слово, с. 214.

[40] Этот весьма сильный аргумент приведен у митр. Макария Булгакова (см. его “Православно-догматическое богословие”. Т.2. – СПб., 1857, с. 296).  

[41] преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. 4. М., 1860, с. 329.

[42] св. Игнатий Богоносец Антиохийский (Мученическая смерть Святого Игнатия произошла примерно в 107 году от Р.Х.). Он принадлежит к мужам апостольским, как и Климент Римский, Поликарп Смирнский и несколько других, которые, по преданию, научились вере Христовой от апостолов и были их непосредственными преемниками. Вот примеры высказывания святого Игнатия о Церкви: «Итак, старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единении крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами, сослужителями моими, дабы все, что делаете, делали вы в Боге» (К Филодельфийцам, 4). «Особенно же бегайте разделений, как начала зол… Все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу, а пресвитерству – как апостолам» (К Смирнянам, 8).

[43] Высказывание бл. Августина: Non posse non peccare – Posse non peccare – Non posse peccare.

[44] О том, что плоть воскресшего Иисуса “соделана Господом и Христом”, стала всецело обожженной – вплоть до утраты своих телесных свойств – см. св. Григорий Нисский (годы жизни 335-394 по Р.Х). Против Евномия, кн. 6. Но если у этой плоти нет уже свойств нашего обычного тела – то и нечего удивляться, что мы причащаемся хлебом, который никак не похож на мясо. О понятии “духовное тело” (1Кор.15:44) в патристике см. Сидоров А. И. Комментарии. // Творения аввы Евагрия. – М., 1994, сс. 323-327.    

[45] св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна, 46.

[46] преп. Иоанн Дамаскин. Третье защитительное слово об иконах, с. 236.

[47] Интересно, что признавать хлебопреломление Таинством склонны рядовые прихожане протестантских общин (у которых еще весьма сильны привычки православного отношения к святыне). А чем выше ранг пастора, чем более он образован (то есть воспитан в духе протестантских семинарий) тем более символически он понимает хлебопреломление. Получается, что рядовой русский протестант, подходя к чаше, видит в ней одно, а его пастор другое. При этом протестантские проповедники не склонны с самого начала объяснять своим прихожанам, что, преступив порог протестантской общины, новообращенным придется отказаться от православно-буквального понимания слов Спасителя: Сие есть Тело Мое” (Иоан.6:51-71), (Мар.14:22-24), (1Кор.11:24), (Матф.26:26), (Лук.22:19).     

[48] протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. С, 25.

[49] Ириней (р. ок. 150, ум. ок. 202 г.) помнил — тогда он был еще ребенком — ученика Иоаннова престарелого Поликарпа Смирнского (ум. в 155—156 г.). Вместе с Мелитоном Сардским, Аполлинарием Иерапольским, Родоном и Мильтиадом Ириней принадлежит к группе малоазийских богословов, верно хранивших традиции Павла и Иоанна, к "Иоанновой церкви". Всеми ими с особой полнотой воспринималась жизненная сторона христианства как религии спасения и обожения.— Христос как Второй Адам восстановил падшее в Первом Адаме человеческое естество. И вера во Христа, связанная с приятием Его тела — "лекарством бессмертия",— дарует вечную жизнь.

[50] прот. Михаил Дронов. Писание и Предание. // Журнал Московской Патриархии. 1994, №1, сс. 12-13.



Hosted by uCoz