О православном понимании пути познания

 

О православном понимании пути познания.


Есть два вида познания. Один, столь привычный нам, – путь собирания информации. И второй – путь соединения. На библейском языке познать что-то –– значит соединиться, вступить с ним в со-бытие, так-как «подобное познается подобным». Так вот, и для людей, писавших Библию, и для Адама, и для христиан, познать Истину означало – принять Истину в себя, причастится ей, приобрести реальный опыт жизни в Истине. Потому Христос не отвечает на равнодушный вопрос Пилата (а он и не ждал, и не думал, что на этот вопрос может быть ответ): «Что есть истина?» (Иоан.18:38), что истина это не философская выкладка, которую можно принудительно доказать, но само Бытие, без свободно-разумной жизни внутри которого, через изменение себя сообразно открывающейся Истине, бессмысленны все отвлеченные понятия и разговоры о Ней: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан.8:32), «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Иоан.1:17), «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6), «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Иоан.5:20). «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Иоан.14:20), «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Иоан.4:12-16), «Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17), «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5), «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Иоан.17:21-23), «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Иоан.6:56-58).


Так вот, для религиозного сознания познание истины заключается не в том, чтобы разгадать устройство вселенной и космических миров; не в выработке нравственных «универсальных» законов, психологических формулировок и наилучших политических систем; но в познании Любви Божией –– того бытия, которое для человека начнется тогда, когда здесь уже все закончится: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мар.8:36). Познание это активно – причастно, и предполагает вхождение в мир этой Любви, через свободное произволение человеческого сердца: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).


Познание же Истины чисто рассудочным путем (без соединения с Богом) невозможно по такой простой причине, что разум человеческий не совершенен, и способен объяснять реальность ровно настолько, насколько сам и устроен. Многие простые понятия для него не определены и требуют непосредственного участия, контакта познающего с познаваемым. Иначе рассудочное мышление встает в тупик. Например, невозможно объяснить слепому (или никогда не видевшему его), что такое красный или зеленый цвет; глухому – что такое ми бемоль второй октавы; что такое запах розы – не нюхавшему розу, вкус какой бы то ни было пищи – человеку, не пробовавшему ее, что такое Свет – пребывающим во мраке. Со многими вещами, чтобы судить о них, наш разум должен непосредственно соприкоснуться. И если мы не совершенны в познании даже этого, вроде бы видимого мира, то тем более странно звучит заявление некоторых рационалистов, что: «где ваш Бог, мы его не видим, если Он есть, то пусть выступит с трибуны ООН, заявит о себе…». Просто не Бога нет, а наш разум слеп в восприятии того, кто есть Любовь, и если бы Он «заявил» о себе, то нарушилось бы самое важное и единственное, что есть в человеке своего – его свобода. Богу нужна свободная ответная любовь, а не математически доказанная формула, так как Бог хочет подарить нам свое Бытие, а чтобы человек свободно смог признать Его благом – нужно пытаться жить в Нем, т. е. опытно постичь, что с Богом человеку жить – добро, а без Бога – зло. Поэтому, Богопричастие дарованное Христом людям, не есть просто символ или обряд, как думают многие, но та реальность, с помощью которой человек может осознать, кем он был до причастия и с Кем и кем он стал после Него. Причастие меняет не только философию человека, но его сущность, вводит Духом в бытие Божие, и ведет, в конечном счете, к познанию того, что живой, реальный, личный Бог есть – и что Он есть Любовь. Именно это познание, если оно осуществилось через труд, пот и кровь, только и является жизненно необходимым человеку в его временной, скоро-, а порой, внезапно-преходящей, полной скорбей и различных несовершенств жизни: «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Матф.13:44-46).


А о возможностях нашего простого (необлагодатствонного) разума, писал еще, один из основателей квантовой механики, В. Гейзенберг: «Значение всех понятий и слов, образующихся посредством взаимодействия между миром и нами самими, не могут быть точно определены… Поэтому путем только рационального мышления никогда нельзя прийти к абсолютной истине» (В. Гейзенберг. Физика и философия. М., 1963, с. 67). Это только людям далеким от науки кажется, что все можно объяснить и доказать, люди же науки смотрят более скромно на возможности человеческого рассудочного познания: «Развитие теории познания показало, что никакая форма умозаключений не может дать нам абсолютно достоверного знания» (Ахлибинский Б. В. Чудо нашего времени. Кибернетика и проблемы развития. Л., 1963, с. 91). А когда академика Берга спросили: «Что в науке есть истина?», – он ответил, что это лже- вопрос, в науке нет понятия истины, а есть понятие полезности. Например, теория Птолемея Клавдия (87-165) (Солнце вращается вокруг земли) – вредная фикция, а теория Н. Коперника 1473-1573 (Земля вокруг солнца) – полезная фикция, почему? – Потому что так легче высчитывать, а как же на самом деле? – А никто и не знает как на самом деле – в науке это псевдо, лже-вопрос.


В христианстве же не мы нашли Истину, а Истина нашла нас, подарив нам свое бытие, и результат этого нахождения – радость людей: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис.9:2), и вот сбылось: «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Матф.4:16), «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоан.16:22), и, как следствие: «И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Матф.28:8,9), «Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа» (Иоан.20:20), «Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?» (Лук.24:41). Эта радость может настигать нас и в нашей, «ультрасовременной» жизни, если сознательно не идти против рожна (Деян.9:5), так как: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). Спасибо.


НА ГЛАВНУЮ

 

 



Hosted by uCoz