Сколько существует прочтений Пушкина или Гете! Даже
газета-однодневка –
и та может быть воспринята по-разному. Любой текст живет в сотворчестве автора
и читателя. Читатель не просто потребляет текст, он его заново оживляет,
по-своему творит. Поистине “нам
не дано предугадать, как слово наше отзовется”.
Но тем более неизбежны
разнопрочтения, когда речь идет о Библии – книге, от которой мы отстоим столь далеко
и по своему духовному уровню, и по историко-культурному окружению. Поэтому кто
бы ни говорил о Писании, его речь не менее говорит нам о нем самом, чем о
Евангелии. Выбор комментируемых мест и сам комментарий, интонация разговора и
конечные выводы –
все это зависит от опыта и культуры человека. И тот факт, что у нас есть не
одно Евангелие, а четыре, и называются они – “Евангелие по…” – уже само это говорит о том, что любой пересказ
Благой вести Христа неизбежно интерпретативен. Можно даже сказать с большим усилением: если бы кто-то мог
ежедневно прочитывать Евангелие целиком, то он каждый день читал бы другую
книгу, ибо сам он меняется – в том числе и под воздействием чтения
Богодухновенного текста (на этом основано церковное требование регулярного
чтения Писания).
Но люди доверчиво
внимают проповедникам, заявляющим: “Мы проповедуем только Евангелие. Мы несем
простое и истинное понимание Евангелия. Мы живем только и строго по Евангелию.
Откройте глаза, возьмите в руки Евангелие, которое мы вам подарим, и читайте.
Мы будем давать вам очевидные комментарии, и вы увидите, что православные
просто исказили евангельские слова…”.
Эти проповедники
зовутся протестантами. А так как при недавнем господстве
“теории отражения” сложнейшие философско-методологические исследования,
вскрывающие отношения между субъектом познания и его объектом, были названы
“идеалистическими выдумками” и запрещены, то человеку, который не наслышан о
Витгенштейне[1],
Поппере и Гуссерле[2],
трудно понять, что любой текст существует только в интерпретации, или, усилив
акцент: текст вообще не существует без читающего. Все, чего ни коснется
человек, он делает “своим”, на все он налагает неизбежный отпечаток своего
жизненного и духовного опыта, все понимает в свою меру. И нетрудно догадаться,
что грек, еврей или египтянин третьего
века слышали в Евангелии нечто иное, чем американец двадцатого века. А если эта разница неизбежна – то
как выбрать интерпретацию, которая и исторически и духовно была бы наиболее
адекватна вере первых христианских общин?
Православие пронесло
сквозь века то осмысление проповеди Иисуса из Назарета, которое дали первые,
преимущественно ближневосточные поколения христиан. Конечно, этот изначальный
опыт и обогащался и дополнялся, что-то в нем временами тускнело, а что-то
вспыхивало ярче – но эта непрерывность сохранена. И на
мой взгляд, эта традиция прочтения Евангелия исторически и духовно глубже и
достовернее, чем попытки реконструкции, предпринимаемые американскими
миссионерами на стадионных “Фестивалях Иисуса” и телеэкранах. Это – их видение Евангелия. Но является ли оно
действительно апостольским? Любой серьезный культуролог согласится с суждением
Константина Андроникова: “крик Реформы: sola Scriptura по сути своей есть не более чем полемический аргумент”[3]. Например, Джимми Сваггерт решил
пересказать в телепроповеди евангельскую притчу о безумном богаче (Лк. 12,
13-20). Кульминационный момент в его интерпретации выглядел так: “Тогда Господь
похлопал его по плечу и сказал: “глупец, сегодня ночью ты умрешь!”[4]. Услышав такое – невольно
задумаешься: американские ли протестанты живут и учат “строго по Евангелию” или
Евангелие они читают “строго по-американски”.
Православное
богословие честно утверждает: мы истолковываем Евангелие. Мы не можем понять
Евангелие, не истолковав его. Истолкование неизбежно, а никакого прямого и
абсолютно достоверного “отражения” быть не может; искушения Христа в пустыне
показывают, сколь несамодостаточно Писание: диавол ведь искушает Его именно
цитатами из Писания. «Диавол и теперь, как и при искушении Христа, прибегает к
помощи Писаний, чтобы доказать возможность отделения христиан от Церкви”[5].
И ап. Петр
предупреждал: “никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою” (2
Петр. 1, 20). Если бы Писание было понятно само – Павлу не пришлось бы его
весьма изощренно толковать. Без его помощи – понятно ли было, что значит
история с двумя женами Авраама (Гал. 4, 21-31)? Буквы мало – нужен Дух.
А значит, надо думать
о том, на каких путях и в чем можно ступить в ту “святую землю”, о которой мы
предупреждены, что ступить туда можно лишь “сняв обувь” (см. Исх. 3, 5), и где
Господь Сам, Своим действием откроет в сердце человека
последний смысл того, о чем написано в Писании… “Познавательно стяжавший в себе
Бога <…> уже не будет более нуждаться в чтении книг. Почему так? Потому
что обладающий как собеседником Тем, Кто вдохновил
написавших Божественные Писания <…> сам будет для других богодухновенной
книгой”, – писал в X
веке преп. Симеон Новый Богослов[6]. Для адекватного истолкования
священного текста необходим некоторый внутренний духовный опыт, восходящий к
тому же Источнику, что и опыт авторов Библии. Людей, у которых этот опыт есть в
той полноте, какую только может принять человек, в Церкви называют святыми.
По выражению о. Сергия
Булгакова, святые – “гении религиозности”. Этим он подчеркивает, что судить о
том, что может дать человеку стяжание духовного опыта, необходимо не по неудачникам
и не по падениям, а по вершинам. Как о смысле музыки мы судим не по ресторанным
шлягерам, а по Моцарту и Баху, как о сути живописи мы составляем представление
не только на основе комиксов – так и о духовном подвиге надо судить не только
по знакомой прихожанке.
При сравнении тех
людей, чьи мнения определяются как наиболее важные для истолкования Евангелия в
Православии и в протестантизме, нельзя не заметить тех различий, на которые
указывал С. Н. Булгаков: “Профессора богословия в протестантизме – единственный
церковный авторитет: они вероучители и хранители церковного предания.
Протестантизм есть в этом смысле профессорская религия; говорю это без всякого
оттенка иронии или похвалы, просто констатируя исторический факт”[7]. Если обратить внимание на выбор
тех, чьи толкования приемлются как наиболее авторитетные, то нетрудно заметить,
что Православие и протестантизм соотносятся как религия монахов и религия
профессоров.
Впрочем, и здесь нужно
сделать уточнение: сказанное Булгаковым не относится к баптизму-адвентизму-пятидесятничеству.
Об этих деноминациях нельзя сказать, что у них имеется глубокая и разработанная
богословская традиция. Баптизм вообще – наименее богословская из всех
протестантских традиций. Может быть, именно поэтому не лютеране и не англикане
– представители богословски и культурно наиболее развитых конфессий
протестантского мира – приехали просвещать Россию, а посланцы самых примитивных
американских сект. Если кто-то думает, что протестанты, приезжающие сегодня в
Россию, захватят с собою Карла Барта или Бультмана, Тиллиха или Мольтмана – они
ошибаются. Билли Грэм – это потолок. Се – “человек, отвечающий на все вопросы”.
И что этому баптисту до протестанта Бультмана, который говорил, что Иисус
научил нас жить в неизбывной тревоге и заботе… Впрочем,
я готов взять назад свои слова о бескультурьи американских сект – но лишь в том
случае, если мне напомнят о каком-либо великом художнике-баптисте, о глубоком
философе-пятидесятнике, крупном мыслителе-адвентисте или тонком поэте из секты
с громким именем “Слово жизни”.
Итак, разные люди
берутся за толкование Евангелия. Протестанты говорят, что они просто
проповедуют Евангелие. Юноши из недавно возникших протестантских кружков
заявляют, что им в Библии все понятно, тогда как даже ап. Петр признавал, что в
посланиях апостола Павла “есть нечто неудобовразумительное”. Между прочим, на
долю посланий ап. Павла приходятся две трети Нового Завета… Но,
может, в Евангелиях протестантам “все понятно”? Ну, пусть для начала объяснят,
почему Евангелист Матфей пророчество Захарии о
тридцати сребренниках (Зах. 11, 12-13) приписывает
Иеремии (см. Мф. 27, 9)[8].
Так что на деле
протестанты проповедуют не Евангелие,а
свое понимание Евангелия. И это
неизбежно. Прежде всего потому, что Библия дошла до
нас в виде древних рукописей. Новый Завет представлен более чем в 5000
рукописей, и между каждой из них есть отличия (вообще неизбежные и неустранимые
при рукописной передаче текста). Конечно, в основном это описки или
непроизвольные изменения текста (введение в текст языковых особенностей,
характерных для данной местности и века). Но есть некоторые разночтения,
которые меняют богословский смысл целой фразы, и в этих случаях выбор между
разными рукописями является смысловой интерпретацией. Например, в некоторых
рукописях Евр. 2. 9 читается как “дабы Ему, по
благодати (χάριτι) Божией,
вкусить смерть за всех”. В других же вместо χάριτι стоит χωρìς: “вдали”. И тогда получается, что Христос вкусил смерть “вдали от Бога”, “вне
Бога” (и этот апостольский стих воскрешает в памяти крик Спасителя на Голгофе:
“Боже Мой, почему Ты Меня оставил?!”)[9].
Он, Иисус, один на один оставлен Богом – чтобы более никто из нас не оставался
со смертью один на один…
Еще пример разночтения
– молитва Христа на Тайной Вечере: “Отче Святый!
соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал” (Ин.
17, 11, ср. 17, 12). В синодальном русском переводе эти слова поняты
переводчиками как передача апостолов Отцом Сыну. Однако ряд рукописей, на
которые опираются некоторые современные переводы Евангелия[10], содержат чтение не “данные” (οϋς δέδωκάς:
действительно могущее в этой фразе относится только к ученикам), но “данное” (ώ δέδωκάς, то есть
единственное число среднего рода), и при таком написании Христос говорит именно
о том, что Отец дал Сыну Свое имя: “Отче Святый! соблюди же их во имя Твое,
которое Ты Мне дал!”. Контекстуально логичнее тот
перевод, который говорит о передаче имени Отца Сыну: ведь в Фил. 2, 9-11
апостол говорит, что “Бог <…> дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред
именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и
всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в
Славу Бога Отца”[11]. Сын “славнейшее наследовал имя”
(см. Евр. 1, 4). Такое чтение разрушает все
построения “свидетелей Иеговы”, ибо оказывается, что именно Имя Свое, то есть имя Иеговы Отец даровал Сыну.
В древнейших рукописях
Писания нет ни разбиений между словами, ни знаков препинания, ни заглавных
букв. Например, как прочитать: “Глас вопиющего в
пустыне: приготовьте путь Господу” (Мф. 3, 3) или “Глас вопиющего: в пустыне
приготовьте путь Господу” (Ис. 40, 3)[12]? В первом случае мы слышим
человека, который из пустыни, вдали от городов кричит горожанам: “Эй вы, там, в городах! Готовьтесь: Господь грядет!”. Во
втором случае это голос, раздающийся на городской площади и призывающий выйти
из городов, из вместилищ греха и пошлости, и в пустыне, обнаженными от
обветшавших одежд культуры, встретить Творца миров. От расположения знака
препинания смысл меняется довольно значительно…
Где написать заглавную
букву? Ставить или нет прописную букву в стихе ап. Павла: “благовествование
наше <…> закрыто <…> для неверующих, у
которых бог века сего ослепил умы“ (2 Кор. 4, 3-4)?
Синодальный перевод полагает, что “бог века сего” – это сатана. (И делает это к
вящей радости иеговистов, которые тем самым получают пример применения слово
“бог” к существу, которое богом не является, и делают свой вывод: раз падший
ангел называется богом, то тем более именование Христа Богом никак не означает,
что Он действительно есть Бог). А в конце II столетия св. Ириней
Лионский читал так: “У неверующих века сего Бог ослепил умы” (Против ересей. 3,
7, 1).
Протестанты, как и все
остальные христиане, проповедуют Евангелие не по-древнегречески
и не древним грекам. Значит, они опираются на некие переводы. Любой перевод уже
есть интерпретация. Труд переводчика – творческий труд. И компьютерный перевод
именно потому, что он автоматичен, до сих пор
уступает труду человека-переводчика. Стремление сделать кальку, буквально-подстрочный
перевод, порой делает текст не просто непонятным, но даже и придает ему совершенно ложный смысл. До сих пор замешательство многих
православных вызывает церковно-славянский перевод притчи о сеятеле: «Потом же
приходит диавол и вземлет
слово от сердца их, да не веровавше спасуться» (Лк. 8,
12). Прочитает батюшка по-славянски этот евангельский отрывок, начинает тут же
проповедь… И порой рождаются весьма “диалектические ”
толкования: мол, если бы человек веровал, но грешил, то он не мог бы спастись,
а если он не будет веровать, то он и не будет судим так строго, и потому сможет
быть спасен как язычник. И даже то, что вообще-то эти слова выражают желание
искусителя, как-то не принимается во внимание… Славянский
перевод лишь буквально передает греческую конструкцию. Синодальный русский
перевод дает как будто противоположный текст: “чтобы они не уверовали и не
спаслись”; греческая конструкция имеет тот же смысл, но использует имеющуюся в
греческой грамматике возможность, при котором одна отрицательная частица
относится сразу к двум глаголам, точнее, к каждому из них. Славянский
переводчик знал эту особенность греческого языка; хотел ее привить и к
славянскому языку, но она здесь не прижилась, и в результате текст этого стиха
стал кощунственно-непонятен.
Но не только
грамматика таит сюрпризы для переводчика. Богослов-переводчик не может не
учитывать, что любое слово многозначно, а значит, перевод есть выбор между
значениями. Например, еврейское слово “аман” означает одновременно и знание, и веру. В
каком случае как его переводить? Еврейское слово “алма”
“молодица” может означать и девушку, и молодую замужнюю женщину. Когда пророк
Исайя возвещает “Се, Дева (алма) во
чреве приимет и родит Сына” (Ис.
7, 14), имеет ли он в виду обычные роды обычной молодой женой; или перемену в
судьбах мира и Израиля он связывает с чудом Девственной матери? Еврейский
журналист из Москвы предлагает правильный, с его точки зрения, перевод:
“Смотрите, эта молодка беременна”[13]. Непонятно только, зачем пророку
надо было возвещать факт, столь бытовой и обыденный, как нечто важное и
обнадеживающее для жизни Израиля…? Так что дело не только в выборе общего
смысла и соответствующего ему значения отдельного слова, но и от жизненного и
духовного опыта, а также нравственного состояния соприкасающегося с Писанием
человека.
А как переводить так,
чтобы это было понятно людям другой культуры? Например, в Библии слово “плоть”
далеко не всегда антоним “души”; чаще всего оно означает просто конкретное
живое существо. Отсюда выражение: “Я Господь, Бог всякой плоти” (Иер. 32, 27);
“Всякая плоть узнает, что Я господь” (Ис. 49, 26);
“Будет приходить всякая плоть пред лице Мое на
поклонение” (Ис. 66, 23). Но в языке греческой
философии слово “плоть” имело четко определенные антонимы[14]: “дух”, “душа”, “ум”. Не заметив
этого различия, талантливый православный богослов середины IV века Аполлинарий попал в ловушку:
выражение апостола Иоанна “и Слово стало плотью” он воспринял как утверждение о
том, что у Христа не было человеческой души… И
оказался еретиком.
Еще пример влияния
разницы уже не просто культур, а эпох на перевод и восприятие библейского
текста: ап. Павел пишет, что сейчас мы созерцаем тайны Царствия Христова “как в
зеркале” (славянский перевод здесь опять же буквально точен: “якоже зерцалом”). А русский синодальный перевод говорит –
“как бы сквозь тусклое стекло” (1 Кор. 13, 12). В
восприятии современного человека это ровно противоположные вещи. Сказать я вижу как в зеркале, отражается
как в зеркале значит признать высшую достоверность наблюдения. А “как
сквозь тусклое стекло” означает как раз гадательность, предположительность,
неточность видимой картины. Контекст апостольского послания склоняет ко второму
чтению: “видим как бы в гадании, как сквозь тусклое стекло”. Но в греческом
тексте все же стоит – зеркало. Все становится понятно, лишь
если мы вспомним, что в древности зеркала были не нашими, “венецианскими”, а
металлическими, передающими весьма приблизительное и довольно искаженное
изображение. Поэтому тогда выражение “отражается как в зеркале” означало как
раз – с неизбежными искажениями. Русский переводчик
верно передал смысл этого выражения, ради этого пожертвовал буквальной
филологической точностью.
И совсем уже за рамки
работы со словарем выходит труд по переводу Евангелия на языки других,
небиблейских и неевропейских культур. Переводчики Евангелия на китайский язык,
например, пришли к выводу, что единственный способ перевести знаменитый стих
Евангелия от Иоанна “В начале было Слово” – это написать “В начале было Дао”,
употребив название, принятое в даосизме для жизненного принципа, управляющего
миром.
А как перевести “Я –
Хлеб Жизни” для народов, которые не едят пшеничного хлеба и живут только рисом?
Хлеб там подается только в ресторанах для европейцев, и потому для китайца
буквально переведенное “Я хлеб жизни” звучит так же,
как для русского “Я – гамбургер жизни”. Пришлось переводить по смыслу, а не
словарю: “Я – Рис Жизни”.
Еще одна показательная
сложность: в 1 Кор. 3, 6 Павел так рассказывает о росте Церкви под
совместным влиянием двух проповедников: “Я насадил, Аполлос
поливал, но возрастил Бог”. Для нас – понятно. Для засушливого Ближнего Востока
– понятно. А для вьетнамцев? Рис и так растет в воде. Зачем его поливать?
Пришлось изучать их способ ведения полевых работ и выделить в нем вторую после
посадки необходимую земледельческую операцию: “Я насадил, Аполлос
привязывал ростки к палочкам”.
А можно ли делать то,
что не описано и не рекомендовано в Евангелии? Например, в Евангелии есть слова
о том, что учение Христово будет проповедано его учениками “с кровлей крыш”. Можно
ли это понять как призыв проповедовать Евангелие по
телевизору? И – более важная проблема: могу ли я считать достаточным для наших
дней критерий различения религиозной лжи от евангельской истины, предложенный
апостолом Иоанном: “всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего
во плоти, не есть от Бога”? Секта Аум
Синрике, например, признавала ( в
отличие от тех древних еретиков-докетов, с которыми
полемизировал ап. Иоанн), что у Христа была человеческая
плоть, что Он не просто казался человеком, но и действительно был им.
Достаточно ли этого, чтобы признать Аум Синрике истинно христианским движением?
А нужно ли непременно
буквально исполнять все то, что предписано Писанием? «А ты, когда постишься,
помажь голову твою» (МФ. 6, 17). Чем мажут свою голову протестанты, когда
постятся? Древесным маслом, которое имел ввиду
Христос? Или они считают возможным заменить древние косметические средства
современными и воспользоваться продукцией компании Procter & Gamble? И вообще – действительно ли пост
надо начинать с того, что помазать голову чем-нибудь блестящим? Или протестанты
согласятся с толкованием, считающим, что смысл этого совета Спасителя вообще не
имеет отношения к косметике и гигиене, но состоит в предупреждении о том, чтобы
твой постовой труд не был в тягость для окружающих?.. Как однажды заметил
Честертон, настоящего человека узнать нетрудно – у него боль в сердце и улыбка
на лице.
Еще в Библии есть
такие языковые обороты, которые допускают ровно противоположное понимание.
Пример того, как далеко могут расходиться прочтения одних и тех же текстов,
дает знаменитый совет апостола Павла: «Каждый оставайся в том звании, в котором
призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться
свободным, то лучшим воспользуйся» (1 Кор. 7, 20-21).
Лютер этот текст
переводит как призыв обретения свободы: лучше воспользуйся этой возможностью.
Церковно-славянский перевод предлагает противоположную трактовку: “Но аще и можеши свободен
быти, больше поработи себе”. Греческий источник
говорит нейтрально “избери лучшее”, не поясняя явным образом, что же для
человека лучше в этой ситуации.
Особенности
славянского перевода не связаны с возможным грамматическим непониманием. Иоанн
Златоуст, для которого греческий был родным языком, в своем толковании этого послания
Павла также предлагает остаться в рабстве. Значит, вопрос уже в личных
смысловых предпочтениях, а не в знании грамматики, что, впрочем, и подтверждает
современный перевод Библии на французский язык, предлагающий сложную
конструкцию слов ап. Павла, как: “обрати к пользе твое
положения раба” (mets plutot a profit ta condition d esclave) – речь идет, понятно, о пользе для души.
Теоретически это
обосновать, наверное, нельзя. Но за этим стоит какой-то странный и очень важный
опыт души… Во всяком случае несколько священников,
прошедших лагеря, говорили мне о времени своего рабства, как о времени
наибольшей духовной, внутренней, молитвенной свободы…
У человека поздней
античности и Византии было больше опыта несвободы, чем у современного западного
человека. И в этом опыте страданий и боли, наверное, открывалось что-то
большее, чем может понять современный человек среднеблагополучной
судьбы… И монашество, которое столь выпукло оттенило и
сформулировало православные пути стяжания духовности, родилось из поиска более
узкого и тяжкого пути, точнее – из знания о том, что “в раю нераспятых
нет”, а древо познания, древо жизни есть – крестное древо…
Об упрощенной
протестантской трактовке этого стиха, как и многих иных мест Писания, можно
сказать словами св. Григория Богослова: «Апостольское слово, только не по-апостольски понимаемое и изрекаемое»[15].
Кроме того, у каждого
христианина и у каждой деноминации есть своя “конфессиональная слепота”: они
просто не замечают в Писании тех или иных текстов. Знают их, читают – но не
придают значения. Например, для католика нет в Евангелии более дорогого стиха,
чем слова Христа, сказанные Петру: “Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь
Мою”.Католики под “Петром”- камнем понимают здесь
каждого очередного римского папу. Православные вслед за Оригеном
говорят, что речь идет не о личности Петра, но о вере Петра. Вера в Иисуса как в Христа (Мессию Спасителя – С. К.), как в Сына Божия есть
та скала, на которой строится жизнь христианина, новое сообщество людей, новая
Церковь. И поэтому энтузиазм католиков, по поводу этого стиха, православные не
разделяют. У адвентистов любимый стих – заповедь о соблюдении Субботы. И
новозаветные повествования об апостольских собраниях “в первый же день недели”
(Деян. 20, 7), “по прошествии Субботы” они не
замечают. Сколько ни показывают православные протестантам ветхозаветные
повеления о создании изображений херувимов – наши оппоненты все равно не видят
никаких иных библейских свидетельств об изображениях, кроме как “не делай
никакого изображения”.
Напротив, бывают
конфессионально-преувеличенные расширения смысла некоторых библейских стихов.
Например, протестанты укоряют православных за то, что в нашей церковной жизни
есть практики, обряды и вероучительные формулы,
буквально не предписываемые Библией. Чтобы оправдать свое убеждение в том, что
человечество не в силах ничем и никак обогатить свой опыт после дарования ему
Библии, что ничего иного, нового (раскрывающего Библию в многообразии
человеческой жизни и истории) быть уже не может, они приводят заключительный
стих книги Откровения: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей:
если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в
книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет
Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22, 18 -19). Это печать, которой ап. Иоанн
запечатывает свою книгу. На каком основании надо считать, что эта печать
относится ко всей Библии? Иоанн предостерегает от искушения дополнять данное
ему Откровение иными видениями, снами и голосами. Это вполне понятная
противоположность. Иоанн несколько раз повторяет: “книга сия”. Библия же – это
не книга, а “книги” (βίβλІα
– множественное число от греческого βίβλος – книга). “Книга
пророчеств” – это книга Откровения, а не Библия в целом (включающая в себя,
например, такие послания Павла, которые являются чисто пастырскими, но никак не
пророческими: к Филимону, например).
Когда
Иоанн писал эти слова, то никакого Нового Завета (в смысле сборника
апостольских книг) просто не существовало. Впервые разрозненные книги собрал и
издал воедино лишь Маркион в середине II столетия. Более
того, вплоть до пятого века, именно книга Откровения в Восточных Церквах не
включалась в сборники новозаветных текстов (прежде всего на основании
евангельских слов: “Закон и пророки до Иоанна”
(Крестителя) – Лк. 16, 16). “Книга пророчеств”, написанная после дней
Иоанна Крестителя, казалась нарушающей эти слова Спасителя. Так что тот факт,
что книга Откровения завершает собою Библию, объясняется не тем, что она есть
нечто, что важнее всего сказать напоследок, а всего лишь тем, что эта книга
вошла в состав Библии позднее остальных. В результате и сложилась та иллюзия,
которой оказались подвержены протестанты: слова, заключающие книгу Откровения,
они восприняли как слова, завершающие всю Библию и имеющие отношение опять же к
ней ко всей. Православная же традиция до сих пор хранит в себе неоднозначное
отношение к этой книге. Признавая ее Боговдохновенность,
Церковь тем не менее не считает знание ее безусловно
необходимым каждому христианину для дела спасения: книга Откровения –
единственная новозаветная книга, которая в нашей литургической практике не
читается в храме. Книга многозначных пророчеств естественно, как
показала история, становится излюбленным предметом для сектантских спекуляций и
фантазий[16].
В православии же есть надежда на то, что в преддверии событий, описываемых
Апокалипсисом, Господь даст Церкви толкователя, который предупредит: вот теперь
– время Апокалипсиса, приидите и увидьте, раскройте
книгу и готовьтесь (одно из преданий, бытующих в православии, но не
закрепленных на вероучительном уровне, говорит, что
ап. Иоанн не умер (ср. Ин. 21, 22-23), но был живым
восхищен на небо и в конце времен вернется к нам вместе с Илией и Енохом, чтобы
вместе противостать антихристу).
Протестантское
толкование заключительного стиха Откровения не учитывает и того обстоятельства,
что апостол Иоанн сам нарушил свое же повеление. “Откровение было не задолго до нашего времени, но почти в
наш век, под конец царствования Домициана”, – пишет в
конце второго столетия св. Ириней Лионский (Против
ересей. 5, 30, 3). Домициан скончался в 95 году.
Следовательно, Откровение написано до 95 года[17] (многие современные библеисты склонны относить Апокалипсис к 50-м годам 1 века,
считая его вообще первой книгой новозаветного канона). Что же касается
Евангелия от Иоанна, то оно единодушно датируется последними годами первого–началом второго столетия. Таким образом, Откровение
не стало последней книгой апостола Иоанна. Впрочем,
апостол нарушил не свое обещание, а всего лишь баптистское понимание своей
мысли.
Кроме того,
православные ничего не собираются добавлять в книгу апостола
Иоанна (или во всю Библию), так же как не собираются что-либо устранять
из нее. Протестантское толкование Иоаннова стиха есть
на самом деле не только запрет на написание иных книг. Это вообще запрет на
всякое религиозное творчество. И лишь логично, что сами же протестанты его
нарушают. Ведь они же не ограничиваются просто переизданиями Библии, но и сами
пишут книжки, в которых рекомендуют правила поведения и формулы веры,
отсутствующие в Библии. Пишут же они брошюры с рекомендациями о половом
воспитании подростков, о том, как успешнее вести свой бизнес, о том, как организовать
театрализованные миссионерские шоу и о том, в чем неправо православие. Ни о чем
таком в Библии прочитать нельзя.
В конце концов протестанты верят в Троицу и употребляют этот термин.
А в Библии его нет. Он введен во втором веке св. Феофилом Антиохийским.
Он точно резюмирует библейское откровение о Боге, но в Библии все же
отсутствует[18]. Равно как и любимое протестантское
словечко “Божий план спасения” или призыв “Прими Христа как своего личного
Спасителя!”.
Кроме того,
протестантское понимание сталкивает в непримиримом противоречии последние фразы
двух иоанновых творений: Апокалипсиса и Евангелия.
Одно говорит: “Не добавляй ни слова!”. Другое же утверждает, что “Самому миру
не вместить бы написанных книг” (Ин. 21, 25). Тайна Христа, тайна Его воскресения
и жизни в человеческих сердцах такова, что ни какими словами не может быть
исчерпана.
Итак, протестантам
следовало бы с меньшим энтузиазмом зачитывать православным Иоаннов стих, якобы
запрещающий написание и изучение святоотеческих книг.
Примером неуместно-расширенного
толкования библейского текста служит и адвентистское
понимание 16-й главы книги Откровения. Адвентизм,
верно уловив интонацию ветхозаветного пессимизма, не допускавшего бессмертия
(тем более – радостного бессмертия) души, не заметил, что в Новом Завете появились совсем иные воззрения на сей предмет. Поскольку же
для христианина вроде бы неудобно обосновывать свои воззрения исключительно
ссылками на ветхозаветные тексты, адвентисты ищут и в Новом Завете указания на
одновременную смерть души и тела. И получается, например, так: “Слово псюхэ (душа – С. К)) используется
применительно к жизни животных, а также человека (Откр.
16, 3) <…> Псюхэ не бессмертна, она подвержена смерти (Откр. 16. 3)[19]”. Но Откр
16, 3 говорит: “Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь как бы
мертвеца, и все одушевленное умерло в море”. Гибель рыб разве может быть
доказательством смертности человеческой души? Перед нами пример явного толковательского насилия над библейским текстом…
Еще один вид
неизбежных интерпретаций – это выбор акцентов: что чаще цитируют, что реже. У
каждого проповедника есть любимые цитаты. В Библии нет подчеркиваний, нет ясных
обозначений: “этот стих важнее предшествующих”. Поэтому выбор того или иного
места в качестве более важного, постоянно напоминаемого, есть все та же работа
интерпретаций. Льюисовский Баламут, рекомендуя, как
удержать человека от действительного воцерковления,
советует направить его на приход к некоему священнику, чей метод служения он
находит восхитительным: “Чтобы избавить мирян от трудностей, он многое вычеркнул и теперь, сам того не замечая, все
крутится и крутится по малому кругу своих любимых пятнадцати песнопений и
двадцати чтений, а мы можем не бояться, что какая-нибудь истина, доселе
незаметная ему и его приходу, дойдет до них через Писание. Но, возможно, твой
пациент недостаточно глуп для этой церкви или пока еще недостаточно глуп”[20].
Искусство переиначивания смысла текста, через тенденциозный подбор и
расположение цитат из него, известно давно. В эпоху поздней античности появился
даже особый жанр “гомероцентонов”: желающие
выдергивали из поэм Гомера отдельные строки и с их помощью составляли вполне
негомеровские сюжеты. Из Вергилия некий Осидий Гета смастерил собственную
трагедию “Медея”. Соорудить внешне эффективный самодел из Библии тоже не составляет труда. Уже св. Ириней сравнивает еретиков с создателями гомероцентонов или с людьми, которые составляют образ
собаки или лисы из кусочков мозаики, которая представляет царя (Против ересей,
1-9-4 и 1-8-1).
Так что подбор цитат
(и соответственно, круг неизбежных умолчаний о каких-то библейских текстах,
которые проповедник счел не относящимися к интересующей его теме) есть тоже
интерпретация. Интепретационен и ответ на вопрос –
для разрешения каких именно конкретных жизненных и
церковных ситуаций надо вспоминать то или иное место Писания? Должен ли я
вспоминать слова Христа “Будьте как птицы небесные”, принимаясь за обед? Птицы
небесные, как известно, не пользуются ножом и вилкой. Должен ли христианин
клевать свой обед? Или же мне надо найти духовный, символический смысл этих
слов?
Это и есть основной вопрос библейского богословия: к какой
именно жизненной, конкретной, современной ситуации надо прилагать тот или иной
текст Библии. Вот, например, как “находчиво” отвечает один протестантский
богослов на вопрос – может ли женщина быть пастором, старейшиной или епископом
Церкви: “Давайте рассмотрим те качества, которыми должны обладать пастор или
епископ, и посмотрим, обладает ли требуемыми качествами женщина. Епископ да будет одной жены муж (1 Тим.
3, 2). Есть ли такое качество у женщин? Может ли женщина быть мужем своей
жены?”[21].
А инквизиторы (во всех
конфессиях) полагали, что их профессиональная деятельность оправдана словами
Христа о грешнике, которому лучше бы повесить мельничный жернов на шею и
утопить во глубине морской (см. Мф.
18, 6). Имел ли Христос в виду, что именно Торквемада[22] должен вешать этот жернов? Есть ли
слова Христа призыв к действию или всего лишь предостережение? Точно ли именно
для оправдания полицейского зуда Христос сказал эти слова? Вообще – когда мне
хочется призвать все кары (и небесные, и земные) на голову еретика – должен ли
я вспоминать этот стих Евангелия или другой, в котором Христос очень жестко
предупреждает учеников, чтобы они не смели вырывать плевелы (Мф. 13, 29)?
А с другой стороны –
чем должен руководствоваться судья-христианин в своей работе? Должен ли он
помнить благословение ап. Павла
(“начальник <…> не напрасно носит меч” – Рим. 13, 4) или же именно в
своей рабочей сфере он должен буквально руководствоваться призывом Христа
прощать до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 22), и поэтому приговор выносить только суперрецидивистам, а тем, кто убил или изнасиловал только в
первый или в сотый раз всего лишь выдавать приглашения на воскресные собрания?
Определения случаев
или лиц, к которым относится данный библейский стих, есть традиционный предмет
для межхристианских споров. Какие повеления Христа
относятся ко всем христианам, а какие только к апостолам? “Что вы свяжете на
земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено
на небе” (Мф. 18, 18), – это касается только
апостолов и епископов, или же относится к любому христианину? Идет ли речь о
том, что все постановления апостолов и их преемников будут подтверждаться
Небом, или же о том, что от того, что соберет человек
в своей душе и что он из нее изринет за дни своей земной жизни, зависит образ
его вечности?[23].
Вопрос интерпретации
Библии есть и вопрос о понимании человеком своей собственной жизни. Каким видит
себя человек – таким он видит свое отражение в Писании. Например, человек
пережил некий опыт видения духовного
света. Он стремится проинтерпретировать свой опыт через призму Библии. А в ней
говорится о двух совершенно противоположных источниках духовного света: есть
свет Преображения, свет Фаворский – а есть свет прельщения, понимаемый как
свечение сатаны, принявшего вид ангела света (2 Кор.
11, 14). Так какой из этих двух феноменов вторгся в мою жизнь?
Вновь и вновь повторю:
от выбора человека, от тонкости его духовного зрения зависит – на какой именно
странице Библии он узнает себя (тем самым “понимая”, то есть
наделяя ее своим лично-пережитым смыслом). Очень хочется узнать себя именно в
самых высоких и чудесных библейских событиях. Что может быть поразительнее, чем
данный апостолам дар Пятидесятницы? И что же удивляться, что множество секточек объявили себя участниками Пятидесятницы и
владельцами ее дара. Но действительно ли их исступленное бормотание есть тот
самый дар, что был дан апостолам? Не ближе ли это к исступлениям языческих
лжепророков? О харизматических неопятидесятнических
движениях приходится сказать, что это пугающее совмещение христианской теории
(“евангелизма”) с совершенно
оккультной практикой. В конце концов апостолам
дар говорения на иных языках был дан для проповеди. Это был дар понимания от
сердца к сердцу, возможность говорить на языке любого человека без посредства
переводчика. Новый Завет пятидесятнические и харизматические лидеры, приезжающие в Россию из-за рубежа,
почему-то произносят свои проповеди и молитвы не по-русски. Ангелам они что-то
проповедуют на “ангельских языках”, а вот к русским людям могут обращаться лишь
через переводчика… А значит, и “дар” их – не
апостольский, а всего лишь спиритический. Однажды мне в ответ заметили, что
вот, мол, точно установлено, что лидер местного неопятидесятнического
прихода однажды в приступе глоссолалии несколько фраз произнес точно на
китайском языке. Если бы он произнес эти слова в Шанхае – это было бы чудом. А
произнесение их в русском городке остается всего лишь причудливым фокусом (ибо
кому же здесь проповедовать Евангелие на китайском?).
Хороши были бы апостолы, если бы в Эфиопии они стали проповедовать на русском,
а на берегах Днепра на китайском!
Но как есть в Библии страницы,
в которых каждому хочется узнать себя, так есть в ней и такие страницы, которые
христиане очень редко и очень неохотно соглашаются приложить к себе лично и к
своей общине. Это – горькие слова Спасителя о фарисеях: “И то, что сказал
Господь наш, сетуя на фарисеев, я прилагаю в отношении к нам, нынешним
лицемерам <…> Не связываем ли и мы бремена
тяжкие и неудобоносимые, и не возлагаем ли их на
плечи людей, а сами и перстом не хотим дотронуться до них (Лк. 11, 46)? Не
делаем ли мы все дела свои, чтобы показаться перед людьми (Мф.
6, 5)? Не любим ли мы восседать на первом месте на трапезах и сонмищах <…> а тех, которые не слишком рьяно отдают
нам такую честь, не делаем ли мы смертными врагами? Не взяли ли мы ключ ведения
и не закрываем ли им Царство Небесное перед людьми, вместо того, чтобы и самим
войти, и дать войти им? Не обходим ли мы море и сушу, дабы обратить
хотя одного; и когда это случается, делаем его сыном геенны, вдвое худшим нас (Мф. 23, 15)? Не вожди ли мы слепые, оцеживающие комара, а
верблюда поглощающие (Мф. 23, 24)? Не очищаем ли мы
снаружи чаши и блюда, а внутри полны хищения, жадности и невоздержания (Мф. 23, 25)? <…> Не строим ли мы надгробий над
могилами мучеников и не украшаем ли раки Апостолов, а сами уподобляемся убийцам
их?”[24].
А иногда Библия
утверждает вещи как будто просто противоречивые. И какой же из разноречащих
тезисов тогда надо выбрать? Апостол Иаков пишет – “Не делами ли оправдался Авраам <…>
возложив на жертвенник Исаака, сына своего” (Иак. 2,
21). А ап. Павел утверждает противоположное:
“Верою Авраам <…> принес в
жертву Исаака” (Евр. 11, 17). Иаков говорит –
“Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв
соглядатаев” (Иак. 2, 25). А Павел настаивает – “Верою Раав
блудница, с миром приняв соглядатаев <…> не погибла
с неверными” (Евр. 11, 31). Так спасение через веру
или через дела? Это классический спор протестантских и католических богословов,
и у каждой стороны свой запас цитат. Лютера это разноречие библейских текстов
привело к тому, что он решил согласовать свой катехизис с Библией при помощи
ножниц: через объявление послания Иакова подложным. В
православной же перспективе вера сама есть событие. Событие веры, растворенное
в покаянном развороте души к Богу, есть “та перемена ума, что делает видимое
вновь проницаемым для невидимого”[25].
Понятно, что такие
интерпретации уже выходят из области филологии и начинают влиять на практику
духовной жизни.
А ведь есть
пророчества – и так хочется найти им понятное толкование, применить их к своей
жизни, к своим современникам (а главное – к врагам). Как, например, это сделал
в 1979 г. американский телепроповедник
Джерри Фалуэлл: “В 38 и 39 главах книги пророка Иезекииля мы читаем, что эта страна (которая восстанет
против Христа и нападет на Израиль с севера) называется Рош.
Иезекииль упоминает два города Роша,
называя их Мешех и Тубал.
Эти имена поразительно похожи на Москву и Тобольск – эти два города сегодня
являются крупнейшими в России”[26]. Тобольск, правда, не является даже
областным центром, но ради азартной интерпретации, столь хорошо поддерживающей
“крестовый поход” Рейгана, такой деталью можно и пожертвовать.
Какое библейское
пророчество сбывается сейчас? “Кричат мне с Сеира:
сторож! сколько ночи?” (Ис. 21. 11). Что близится в
нашу эпоху: рассвет (“Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь” (Ис. 21. 12)) или ночная тьма (“уже позднее, чем кажется”)?
В Библии есть пророчества угрожающие и обнадеживающие. И каждая эпоха ищет себя
в библейском зеркале, каждая эпоха всматривается в Библию с неизменным
вопросом: что здесь сказано про меня? И поведение человека и общины весьма
сильно будет зависеть от того, считают ли они, что приближается ночное время
“последней битвы”, или же убеждены, что вокруг эпохи “невиданного прогресса”
уже заблистали зарницы “цивилизации любви и мира”. Есть библейские тексты,
которые как будто обещают благоденствие на земле как итог исторического
мирового процесса. А есть такие тексты, которые
предупреждают, что Царство Божие не от мира сего, что Дух этого Царства есть
именно тот Дух, что не от мира исходит, и мир (в смысле царства и благоденствия
на земле) Его принять не мог и не может (Иоан.14:17), и что любовь Божия в наш
мир смогла войти лишь распятой… (Иоан.1:11).
Еще более настойчиво
понуждает к работе ума и духа сама двуприродность
Библии. В ней есть Ветхий и Новый Завет. Мы не можем принять Ветхий Завет
вполне и буквально – иначе мы стали бы иудеями. Мы не можем отвергнуть его
вполне и всецело – иначе мы были бы гностиками. Значит, мы должны принять
Ветхий Завет, но “обезопасить” его новозаветным
переосмыслением ветхозаветных
текстов. Это означает, что необходимость воцерковления
Ветхого Завета потребовала подвергнуть его напряженнейшей
и изощреннейшей экзегетике. Вот вопрос, который стоял
перед первыми же христианами – перед апостолами: что из ветхозаветных
предписаний относится и к христианам, а что уже ушло в прошлое. Спор не затих
до сих пор. Адвентисты, например, настаивают на ветхозаветных ограничениях в
еде, на исключительном праздновании субботы. Протестанты в целом ветхозаветный запрет
на изображения переносят в наш мир, и при этом как будто не видят проблемы,
заключающейся в том, насколько допустимо ветхозаветные запреты на изображения чужих богов считать относящимися и к
изображениям Христа (кстати в Ветхом Завете понимание отличия изображений более
глубокое чем у протестантов, например: “Не делай себе кумира и никакого
изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже
земли (Исх. 20:4)” – и еще в 17-ти местах говорится об идольских изображениях,
а вот что говорится о Храме, который построил Соломон для поклонения Господу:
“И сделал в давире двух херувимов из масличного
дерева, вышиною в десять локтей. Одно крыло херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять локтей; десять локтей
было от одного конца крыльев его до другого конца крыльев его. В десять локтей
[был] и другой херувим; одинаковой меры и одинакового вида [были] оба херувима.
Высота одного херувима [была] десять локтей, также и другого херувима. И
поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были
распростерты, и касалось крыло одного [одной] стены, а
крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма
сходились крыло с крылом. И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом
сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов,
внутри и вне. И пол в храме обложил золотом во
внутренней и передней части. Для входа в давир сделал
двери из масличного дерева, с пятиугольными косяками. На двух половинах дверей
из масличного дерева он сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветы
и обложил золотом; покрыл золотом и херувимов и пальмы. И у входа в храм сделал
косяки из масличного дерева четырехугольные, и две двери из кипарисового
дерева; обе половинки одной двери были подвижные, и обе половинки другой двери
были подвижные. И вырезал [на них] херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и
обложил золотом по резьбе” (3Цар.6:23-35) – так что не все так просто и
однозначно как кажется на первый взгляд. Оказывается, грех заключается не в
просто самом действии (рисовании), а в осмыслении этого действия, в осмыслении
того, к Кому ты прибегаешь, поклоняешься посредством этого изображения. В
православной же среде до сих пор идут споры о том, можно ли есть продукты,
содержащие кровь животных[27].
Необходимость выяснить
отношение к Завету, ставшего Ветхим, понудила
христианских мыслителей выработать сложное, пронизанное историзмом отношение к
Библии. Было необходимо признать, что Божественные заповеди
меняются в зависимости от духовного роста людей[28].
И оказалось, что именно реальная, исторически конкретная община людей (Церковь)
была поставлена перед необходимостью провести своего рода “инвентаризацию”
библиотеки Писания: что любовно и благодарно поцеловать – и все же оставить в
прошлом или в аллегорических толкованиях, а что взять с собою и не расставаться
с ним до скончания века.
Если же некий человек
настаивает, что он и его община живут точно по Библии (в отличие
конечно же от плохих православных, самодовольно “модернизировавших библейское”
учение), то к нему можно обратиться словами Тараса Бульбы:
“Поворотись-ка, сынку!”. Дай взглянуть на твой пояс. Если ты точно исполняешь
все повеленное в Библии – то с тобой всегда должна
быть лопатка: “кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь
садиться вне [стана], выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое”
(Втор.23:13). Санитарная норма, понятная и необходимая в мире, где нет службы
канализации. Мечи (“оружие твое”) апостолы носили с собой. Так что вполне
возможно, что они носили и лопатки. Почему же их не носят протестанты? Скажут,
что, мол, ветхое прошло и отменено с наступлением благодати? – Я соглашусь. Но
в свою очередь попрошу: если вам не нравится, что вас обвиняют в неисполнении
ветхозаветного предписания о ношении лопаток, то и вы перестаньте обвинять
православных в отмене ветхозаветного же предписания о неизобразимости
Бога. Так как это в Ветхом Завете “Бога не видел никто никогда”, а в Новом
Завете “Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он
явил” (Иоан.1:18).
Насколько поведение
человека может меняться от его прочтения Библии и насколько прочтение Библии
зависит от самопонимания человека, видно из истории
Америки.
Протестанты ощущали
себя в Америке “новым Израилем”. Протестантский рефлекс: любую ситуацию своей
жизни подведи под ту библейскую коллизию, которая кажется тебе аналогичной,
подходящей именно для данного случая. А Библия рассказывает о вхождении Израиля
в обетованную землю. Вот и мы сейчас на пороге новой земли… И
все так похоже, все так сходится. Языческий Египет – это опоганившаяся
католическая Европа. Фараон – это папа. Моисей – это Лютер. Новый Израиль – это
протестанты. Как евреи были утесняемы в Египте, так и мы испытали на себе
ненависть католической Европы. Плавание через Атлантику – новый Исход. Америка
же, конечно, и есть новая земля обетованная.
Протестанты увидели в
Америке новую Палестину, новый Ханаан. Древний Ханаан был заселен язычниками.
Америка тоже полна индейцев-язычников. Итак, вывод: исторические летописи Ветхого
Завета пророчески возвестили судьбу нас, протестантов. А, значит, все
повеления, которые Бог тогда дал евреям, относятся и к нам. Какова была участь
филистимлян, хананеев и иных поклонников Ваала,
отказавшихся передать свою землю во владение пришельцам? Что Бог повелел Моисею и Иисусу Навину сделать с теми язычниками, на чью землю
Он привел Израиль? “В то же время возвратившись Иисус
взял Асор и царя его убил мечом <…> и побили
все дышащее, что было в нем, мечом, предав заклятию: не осталось ни одной души;
а Асор сожег он огнем. И
все города царей сих и всех царей их взял Иисус и побил мечом, предав их
заклятию, как повелел Моисей, раб Господень <…> А
всю добычу городов сих и скот разграбили сыны Израилевы
себе; людей же всех перебили мечом, так что истребили [всех] их: не оставили ни
одной души. Как повелел Господь Моисею, рабу Своему,
так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так и сделал <…> Таким образом Иисус
взял всю эту нагорную землю <…> и равнину и гору Израилеву”
(Иис. Нав. 11:10-16).
Протестантский лозунг
“только Писание” привел к такому принятию Библии, при котором Ветхий Завет не
преображался в Новом, а механически соединялся с ним.
Соответственно, война с индейцами получила у американских протестантов
религиозную санкцию. Так протестантский буквализм в обращении с Библией дал
религиозное основание геноциду коренного населения Америки[29]. И где же гарантия, что
протестанты, теперь из Америки переезжающие в Россию,
будут тактично относится к туземно-православной
культуре? При неверном понимании даже Библия может стать опасной и для самого
человека и для окружающих…
Что же проповедуют
протестанты? – Всего лишь свое понимание
Евангелия. Будь оно иначе – не было бы сотен сект, настаивающих на чистоте
своего “евангелизма” и утверждающих прямо
противоположные вещи. Адвентисты отрицают бессмертие
души (а баптисты, ссылаясь на ту же Библию его признают). Пятидесятники не
признают за христиан всех тех, кто не приходит вместе с ними в состояние
экстаза. Одни протестантские общины говорят, что Христос – с бедными и
страдающими людьми. Другие – что Он именно с богатыми (“богословие
процветания”). По подсчету протестантского историка, сегодня “в мире
насчитывается около 22 000 различных протестантских конфессий,
вероисповеданий, сект и т. п.”[30].
Во всех религиозных традициях
мира единство текста определяется исключительно безраскольным
единством традиции его толкования. А потому еще в древности св. Иларий Пиктавийский сказал, что
“Писание не в словах, а в понимании” (“scripturae enim non in legendo sunt, sed in intelligendo” – Константину Августу. 2, 9.). Значит, когда
протестант говорит: “Такое-то мнение православных противоречит Библии”, на
самом деле он имеет в виду, что такое-то мнение православных противоречит его
пониманию Библии. И прежде, чем торжествующе воскликнуть: “Так говорит
Библия!”, ему (как и любому человеку) стоит хотя бы на минутку задуматься: а
точно ли так говорит именно Библия? – Может, так говорят всего-навсего я сам и
тот доцент, чьи лекции я слушал в прошлом месяце?
Надеюсь, понимание
этого обстоятельства поможет вести дискуссию между православными и
протестантами в более уверенных и неоднозначных тонах. Ведь очень трудно
решится на дискуссию с Библией. А вот на диспут с человеком можно пойти легко.
Полемика с протестантами – это не полемика православных с Библией. Это всего
лишь диспут с людьми. С людьми, которые, как и мы, могут ошибаться.
(Из книги
диакона Андрея (Кураева) “ПРОТЕСТАНТАМ о ПРАВОСЛАВИИ” с. 9-34)
[1] ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг
(1889 - 1951), австрийский философ
и логик,
один из основателей
аналитической философии. С
1929 в Великобритании. Друг
и ученик Б.
Рассела. Основные труды ("Логико-философский
трактат", 1921; "Философские
исследования", 1953)
посвящены "логике языка",
проясняющей структуру языка и "мира". По Витгенштейну,
осмыслен лишь точный язык
естественных наук; этические, эстетические, религиозные,
метафизические положения - бессмысленны
(ибо не могут быть
правильно выражены в
языке). Философия суть "терапевтическая" деятельность
по прояснению языка. Центральное понятие
позднего Витгенштейна - "языковые игры"
(модели употребления слов и
выражений, исходные формы родного языка).
[2] ГУССЕРЛЬ (Husserl) Эдмунд (1859 - 1938), немецкий философ, основатель
феноменологии. Стремился превратить
философию в "строгую науку" посредством феноменологического
метода ("Логические исследования", т. 1-2,
1900 - 01). В дальнейшем обратился к
идее "жизненного мира"
как изначальному социально-культурному опыту, сближаясь с
философией жизни. Оказал влияние на
экзистенциализм, философскую антропологию
[3] Andronirof C. Tradition et devenir de la vie chretienne. // La
Tradition. La pensee orthodoxe.
№ XVII/5.
[4] Передача “Целительное слово” на телеканале “Санкт-Петербург”. 12.06.1994.
[5] архиеп. Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. – Монреаль, 1986, с. 64.
[6] Цит. по: архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. – Н. Новгород. 1996, с. 194.
[7] Булгаков С. Н. Современное арианство. // Булгаков С. Н. Тихие думы. – М., 1918, с. 146.
[8] Православное объяснение этой трудности см.: бл. Августин. О согласии евангелистов. 3, 7, 29-31.
[9] Это разночтение было знакомо уже Оригену, см. Мецгер Б. Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. – М., 1996, с. 147.
[10] См., напр. Traduction
oekoumènique de
la Bible. – Paris, Cerf,
1988, а также в New international version.
[11] То основное признание и исповедание веры, которое должен исповедать всякий язык – признание, что Иисус есть Господь.
[12] Такая пунктуация – в так наз. “Брюссельском” издании Библии.
[13] Майбурд Е. Ловцы человеков сетями лжи. // Независимая газета. 23 сентября 1993г.
[14]
АНТОНИМ (от анти... и греческого onyma - имя). В
языкознании: слово,
противоположное по значению другому слову.
Например:
"светлый" и "темный" -
антонимы.
[15] св. Григорий Богослов. Творения. Т. 2. – М., 1994, с. 17.
[16] О. Александр Мень вспоминал, что Глеб Якунин (тогда еще священник), Лев Регельсон и Феликс Карелин в конце 60-х годов обещали конец света и даже бросились на Новый Афон. “Потом они говорили, что не указывали точного времени, но мне передавали, что указывали не только время, но и число, ждали грандиозных событий, которые подвигнут к крещению массы” (Мень А. Воспоминания. // Континент № 88, – М., 1996, с. 289).
[17] Баптистский учебник библеистики при обсуждении вопроса о времени написания Откровения говорит лишь следующее: “С большей вероятностью останавливают внимание на двух периодах – на времени Домициана (81-96гг.), при котором, по свидетельству Иринея, ап. Иоанн был послан в заточение, – и на времени Нерона (54-68гг.), которому и приписывают вину за эту ссылку. Ипполит, Ириней, Евсевий и Иероним склоняют общее мнение ко времени Домициана, так что большая толкователей приняла за общепринятое мнение, что апостол Иоанн был в ссылке на острове Патмосе при Домициане, и следовательно, свой Апокалипсис написал в 95 или 96 году” (Мицкевич В. А. Библиология. Т. 1-2. – Заочные библейские курсы ВСЕХБ, Библейская миссия. 1900, с. 327). Вопрос же о времени написания Евангелия от Иоанна в этом учебнике вовсе не ставится. Просто говорится, что Евангелие написано в Ефесе – а вот до ссылки на Патмос или после, остается без обсуждения (с. 227). При этом автор соглашается с древнецерковным преданием о том, что Иоанн покинул земную жизнь, преступив столетний рубеж, и, следовательно, границу второго столетия.
[18] В результате в мунитском ответе на протестантскую книгу используется протестантский аргумент против протестантов: «Господин Мун открыто нападает на библейскую доктрину Троицы. Однако Троица в Библии нигде не упоминается. В Библии множество раз говорится об Отце, Сыне и о Святом Духе, но о “Троице” там не сказано ни слова» (Лотоцкий А. Осторожно, “Обманщики”. // Family Tyes. Вестник Движения Объединения в СНГ и странах Балтии. Август-сентябрь, 1994).
[19] В начале было Слово. Основы вероучения христиан-адвентистов седьмого дня. – Заокский, 1993, сс. 94-95.
[20] Льюис К. С. Письма Баламута. // Льюис К. С. Любовь, Страдание, Надежда. – М., 1992, с. 39. Для тех, кто еще не знаком с этой замечательной книгой, поясню, что в ней излагаются основы христианской аскетики, но как бы из Зазеркалья: это взгляд на христианство глазами беса. В переписке двух искусителей отражается духовное становление искушаемого ими человека… В конце жизни Льюис (протестант-англиканин) с глубоким интересом присматривался к Православию и даже совершил паломничество на Афон.
[21] Девельт Д. Церковь в Библии. – М., 1994, с. 153.
[22]
Торквемада (Томас
Torquemada,
1420-1498) - великий
инквизитор Испании. Получив
богословское образование и
отличаясь аскетическими наклонностями,
Торквемада поступил в доминиканский орден,
в 1459 г.
Сделался приором одного из важнейших монастырей в Сеговии,
а потом - духовником кастильской принцессы Изабеллы. Он
способствовал возведению ее на трон и заключению ею
брака с Фердинандом Арагонским, на которого также оказывал огромное влияние,
благодаря суровому и
непреклонному характеру,
религиозному энтузиазму и
богословской начитанности. Влиянию
его подчинялся и папа. Главной задачей Торквемады было религиозное
и политическое объединение Испании.
Для достижения этой
цели он реорганизовал
и расширил деятельность инквизиции, при чем проявил чудовищную жестокость и фанатизм. В 1483 г. Т. был
назначен "великим инквизитором" Кастилии, а затем и Арагонии. Изгнание
мавров и евреев
из Испании, конфискация имущества осужденных инквизицией,
сожжение еретиков на кострах - таковы
были результаты деятельности
Торквемады,
способствовавшего
материальному и умственному
упадку испанского народа. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
[23] Католические издания Библии помещают этот эпизод под рубрикой “церковная дисциплина”, намекая читателю, что сказанное Христом “что вы свяжете” относится не к нему (читателю – С. К.) лично, а только к церковным властям.
[24] Творения преподобного Максима Исповедника. – М., 1993. Кн. 1. Богословские и аскетические трактаты, с. 89.
[25] Clement O. La revolte de l’Esprit:
Reperes
pour la situation spirituelle d’aujourd’hui. –
[26] Цит. По: Halsell G. Prophecy and
Politics. The Secret
[27] Этот ветхозаветный запрет вроде бы был подтвержден апостольским собором в Иерусалиме. Но во-первых, постановления этого собора не являются собственно соборными (в смысле – кафолическими, общезначимыми): они обращены не ко всем христианам, а к “сущим в Антиохии”. Во-вторых, смысл этого запрета явно педагогический, а не онтологический. У евреев веками воспитано отвращение к употреблению крови животных – и чтобы не отпугивать христиан-евреев от общения и от совместных трапез с христианами из язычников, собор принял два решения. Евреям он сказал, чтобы те не искушали остальных христиан требованием обрезания. А язычникам сказал, чтобы те не искушали евреев явным употреблением не-кошерной пищи.
[28] Св. Иоанн Златоуст, например, подчеркивает, что не следует судить прошлое по меркам настоящего. Илия был прав, сводя огонь с неба на грешников, ибо эта кара была необходима для того, чтобы поразить воображение народа, еще не вышедшего из поры детства, однако Иаков и Иоанн, желающие подражать пророку, были осуждены Спасителем. “Теперь, когда они отменены, не спрашивай, как могли быть благими предписания Ветхого Завета. Спрашивай лишь о том, хороши ли они были для времени, для которого были созданы. Внемли же тому, Что сегодня на то они и нужны, чтобы выявить свою недостаточность. Если бы они не сделали способными к восприятию лучших предписаний, то не постигли бы мы того, чего им не хватает. Видишь ли, как одно и то же, смотря по времени, хорошо, а после представляется не таковым?” (Творения. – СПб., 1901. Т. 7. Ч. 1, сс. 199-200).
[29] Помимо Ветхого Завета североамериканским проповедникам наверняка вспоминались и призывы Лютера: “В доброй войне долг христианской любви истреблять врагов беспощадно, грабить и жечь их по закону войны, потому что сам Бог помогает сильному… Не сам ли Бог, нашими руками вешает, четвертует, сжигает бунтовщиков и рубит им головы?” (цит. По: Мережковский Д. С. Реформаторы. Лютер, Кальвин, Паскаль. – Брюссель, 1990, ч. 1. с. 109; ч. 2, с. 10). Верен крик лютерова ученика, Меланхтона: “О, если бы Лютер умел молчать” (там же, ч. 1, с. 99). И верно слово Мережковского, сказанное по поводу другого родоначальника протестантизма – вдохновенного инквизитора Ж. Кальвина: “логика на службе у страсти так же опасна, как нож в руке сумасшедшего” (там же, ч. 2, с. 12).
[30] Монтгомери Дж. Рассвет. 7 миллионов церквей в 2000г. – М., 1993, с. 58.