БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ- Православие является единственной религией, которая учит, что Бог есть Любовь (Ин. 3, 16; 1Ин. 4, 8), что это не одно из качеств, но является главным откровением Бога о Себе – что Он всеблагая, непрекращающаяся и неизменная, всесовершенная Любовь, и что все Его действия, по отношению к человеку и миру, являются выражением только любви. Поэтому такие «чувства» Божии, как гнев, наказание, месть и т.д., о которых нередко говорят книги Священного Писания и святые отцы, –– суть не что иное, как обычные антропоморфизмы, употребляемые с целью дать максимально широкому кругу людей, в наиболее доступной форме представление о промысле Божием в мире. Поэтому, говорит св. Иоанн Златоуст (IVвек): «когда ты слышишь слова: «ярость и гнев», в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых» (Беседа на Пс. VI. 2. // Творения. Т.V. Кн. 1. СПб. 1899, с.49).
- Другие религии совершенно не знают, что Бог есть Любовь, и их, даже высшие нравственные представления о Боге, не выходят за границы понимания Его как справедливого (греческий бог правосудия Дика), а в лучшем случае милосердного («всемилостивый и милосердный Аллах») Судьи. Поэтому, во внехристианском представлении Божество действительно может и гневаться, и наказывать, и мстить. Подобное же находим и в ветхозаветной религии, в которой главенствующим является т. н. юридическое понимание Бога (хотя сам Господь неоднократно укорял и вразумлял Свой непокорный народ о том - что есть дела человеческие по отношению к Нему: «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: всесожжения ваши прилагайте к жертвам вашим и ешьте мясо; ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве; но такую заповедь дал им: "слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо" (Иер.7:21-23), «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос.6:6), «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!»...»(Ис.58:6-9), это понимали и пророки: «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего - за грех души моей?» О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих.6:6-8), и в Новом Завете: «если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных…» (Матф.12:7)). Таким же законническо-юридическим это понимание Бога стало и в западных церквах после отпадения от православия (католицизме, протестантизме). Поэтому Ю.Ф. Самарин (русский религиозный мыслитель) и определял католицизм, как иудаизм в христианстве.
- В то же время святые отцы, широко используя в своих наставлениях различные антропоморфизмы, вполне определенно говорят, по какой причине они это делают, и как следует их понимать.
- Преп. Антоний Великий (IVвек): “Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однакож, как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом — по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога — по несходству с Ним. Живя добродетельно — мы бываем Божьими, а делаясь злыми — становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения” (Наставления св. Антония Великого. Добротолюбие. T.1, п.150).
- Св. Григорий Нисский (IVвек): “Ибо что неблагочестиво почитать естество Божие подверженным какой-либо страсти удовольствия или милости, или гнева, этого никто не будет отрицать даже из мало внимательных к познанию истины Сущего. Но хотя и говорится, что Бог веселится о рабах Своих и гневается яростью на падший народ, потом, что Он милует, его же аще милует, также щедрит (Исх. 33.19), но каждым, думаю, из таковых изречений общепризнанное слово громогласно учит нас, что посредством наших свойств провидение Божие приспособляется к нашей немощи, чтобы наклонные ко греху по страху наказания удерживали себя от зла, увлеченные прежде грехом не отчаивались в возвращении через покаяние, взирая на милость... (Свт. Григорий Нисский. Против Евномия. Творения. 4.VI, кн. 2, М., 1864, с.428-429).
- Св. Иоанн Златоуст (IV век): “Когда ты слышишь слова: “ярость и гнев”, в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного: говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых”(Беседа на Пс. VI. 2.//Творения. T.V. Кн. 1. СПб. 1899, с.49). См. Т.З, с. 100 на 1Кор. 31).
- Св. Иоанн Кассиан Pимляиин: Бог “не может быть ни огорчен обидами, ни раздражен беззакониями людей...”(Собеседование II, П.6). См. также митр. Вениамин (Федченков) “Молитва Господня”.
- Св. Иоанн Златоуст: “...потому Он и геенну уготовал, что благ” (Толков, на посл. к Филимону. Твор. Т.2, кн.1, СПб., 1905, с.905).
- Нехристианские нравственные представления о Боге сводились, в основном, к следующему: справедливый, милующий, мстительный, коварный, страстный, всемогущий. Но Откровение Самого Бога меняет в людях это представление.
Священное Писание говорит о Боге:
- “Ибо Он благ и к неблагодарным и злым” (Лук. 6; 39).
- “Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных” (Мф. 5; 45).
- “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3; 16).
- “Чтобы вы... могли... уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею” (Еф. З; 18-19).
О смысле понятия - “наказание Божие”:
- Очень часто употребляется такое понятие, как “наказание Божие”. Оно означает не изменение неизменной любви Божией на гнев и применение кар к грешнику. Природа скорбей, по православному учению, совершенно иная. Первопричиной их всегда является сам человек, преступающий законы совести и Бога и тем ранящий свою душу и тело. Страсти в самих себе несут страдание (“страсти” — славянское слово, означающее страдание). Бог и предупреждает человека об этом Своими заповедями. И не только предупреждает, но и оказывает каждому согрешающему (а согрешают все) максимальную помощь, не нарушая его свободы.
- Эта помощь заключается в том, что Бог, пока человек не умер духовно, так устраивает все его жизненные пути, что его совесть постоянно оказывается перед выбором между добром и злом, поскольку лишь духовное САМОопределение человека решает проблему его греха. Бог не может спасти (исцелить от греха) человека без его воли, ибо спасение есть СВОБОДНО-личностное принятие Бога-Спасителя. Поэтому все действия Божии в принципе исключают какое-либо насилие над человеческой свободой. Человек сам, своими намерениями, мыслями, словами, делами определяет собственную судьбу не только в вечности, но и здесь в самом ее существе. Господь же Своей любовью постоянно делает все возможное человеку к его пользе, его спасению.
- Здесь просматривается полная аналогия с врачебной деятельностью. Как врач не награждает тяжело больного, посылая его в санаторий, и не наказывает, выпрыгнувшего с третьего этажа, делая ему операцию, а поступает по любви к обоим, так и Господь не награждает за добродетели и не наказывает за грехи, но всех с равной любовью ставит в наилучшее, т.е. наиболее соответствующее свободного выбора Бога и достижения спасения положение.
- Так что само понятие: “Наказание Божие”, - это один из антропоморфизмов, употребляемых в целях психологической помощи тем, кого свт. Иоанн Златоуст относит к категории “более грубых”. Наказание же человек получает, но с другой стороны — от своих собственных страстей, восстающих против всех законов жизни: Божественных, тварных и человеческих. Однако и здесь Господь не оставляет Свой падший образ. Страждущему грехами, страстями и пороками человеку Он всегда с той же совершенной любовью ниспосылает до последней его возможности (ср.: “друг, для чего ты пришел”? — Мф.26;50) Свои промыслительные действия для его свободного обращения (покаяния) и спасения.
- Отсюда становится понятной и вся нелепость вопроса: “За что Бог меня наказал?” Апостол Иаков прямо пишет: “В искушении никто не говори: “Бог меня искушает”; потому что Бог не искушает злом, и Сам не искушает никого. Но КАЖДЫЙ искушается, увлекаясь и ОБОЛЬЩАЯСЬ собственной похотью”(Иак.1; 13-14). А преп. Марк Подвижник говорит: “Вина [причина] всякого скорбного случая, встречающегося с нами, суть помыслы каждого из нас” (Доброт.ТЛ, с.375). “Все злое и скорбное... приключается нам за возношение наше”(с.379). Мы же, все время сворачиваем на сторону юридизма, забывая, что в Божией «семье» все отношения строятся не на правах и возмещениях, а на любви. Хороший сын или дочь не спрашивает и не упрекает мать: «Зачем ты меня родил(ла) такой». Все мы благодарны своим родителям, так как понимаем – Жизнь, это хорошо. Так почему же мы Богу, который сотворил (родил) нас для Себя, для радости и вечной жизни (которую мы не сохранили), сотворил с определенными свойствами, как души, так и тела, указав при этом, как любящий родитель, все полезное и безболезненное для нас (Заповеди Божии), предъявляем претензии: «Зачем Ты сделал так, я может, не хочу Твоей любви, может я хочу быть зверем или рыбой или с сатаной. Ты виноват, Ты нарушаешь своей Любовью мою гномическую свободу. Нам не нужно ни любви, ни милости, ни радости, ни Духа… Оставь нам право и больше ничего». Это желание права, Царя, суда, а не милости, веры и любви присуще человечеству уже со времен ветхого, до христианского мира, т. е. со времен образования первого народа Божиего – Израиля: «Но увидев, что Наас, царь Аммонитский, идет против вас, вы сказали мне: "нет, царь пусть царствует над нами", тогда как Господь Бог ваш - Царь ваш» (1Цар.12:12), «А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: "царя поставь над нами". Итак предстаньте теперь пред Господом по коленам вашим и по племенам вашим» (1Цар.10:19), – вразумляет своих соотечественников пророк Самуил, когда они выбрали вместо Бога, который изначально был у них Царем, руководителем, спасителем и помощником, царя земного, чтобы царствовал и правил над ними: «Теперь они говорят: "нет у нас Царя, ибо мы не убоялись Господа; а царь, - что он нам сделает?"» (Ос.10:3), И Господь указывает на несовершенство мирской юридически-правовой власти: «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними. (1Цар.8:7-9), «Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя. Где царь твой теперь? Пусть он спасет тебя во всех городах твоих! Где судьи твои, о которых говорил ты: "дай нам царя и начальников"? И Я дал тебе царя во гневе Моем, и отнял в негодовании Моем» (Ос.13:9-11), и, наконец, это желание закона, суда и права, довело этот народ (в большинстве своем) до «логичного» Богоубийства, Тот, Кто так «мешал» своей заботой, был беспощадно устранен: «Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря» (Иоан.19:15). Но, слава Богу, кое-кто все же узнал и исповедал Его: «Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Иоан.1:49), «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Иоан.20:28), и эту радость вновь обретенного Бога передал нам, тем самым, давая возможность для продолжения истории в которой есть смысл – достижение вечной жизни с Богом, с Богом, который есть Любовь. К сожалению, мы, в основном, знакомы с пародией на Бога, чем с самим представлением о Нем.
- НА ГЛАВНУЮ - | - Лекции Осипова А. И. и диакона Андрея (Кураева) в формате MP3 почтой -